Ину бырыб, адыгэ нып!

Событие завершилось
6+

Популярное среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из исторической ситуации XIX в.

Для того, чтобы узнать, как встречалось знамя адыгами, следует обратиться к воспоминаниям англичанина Эдмунда Спенсера «Путешествие в Черкессию», которое вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 г. На первой странице книги есть цветная иллюстрация черкесского знамени. Автор пишет: «…После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолепных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужественный вождь Херсис Султан-оглу развернул великолепное национальное знамя, которое он получил из Стамбула, разрисованное прекрасными руками черкесской княжны, занимавшей высокое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого национального флага, тысячи мечей взлетели на воздух, и единый, несмолкаемый возглас радости исторгся из душ этой огромной массы людей…»

Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по-разному. Одни объясняют исходя из исламской символики (зеленый фон и звездочки), другие считают связанной с политической организацией адыгских племен в первой половине XIX в. (12 адыгских племен и стрелы — их боевое единство). Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под землей. Но чтобы увидеть в национальном флаге более глубокий смысл следует обратиться к истории.

Знакомство с малоазийскими археологическими материалами эпохи бронзы (время Хеттского царства) дает возможность предположить, что композиционная и смысловая основа «эдыге бэракъ» (флага) была возрождена черкесами в XIX в. из древней адыгско-хеттской символики. Медные, бронзовые и золотые хеттские штандарты в виде овальных ажурных дисков культуры Аладжа-Гуюк 11-го тысячелетия до н. э., которую археологи производят с Северо-Западного Кавказа от Майкопской культуры, и более усложненный, как можно предположить, герб с солярно-решетчатой основой периода Хеттского царства 11-го тысячелетия до н. э., послужили исходным материалом для творческой переработки адыгами герба XIX в.

Семантика штандарта может быть такова: овал по горизонтали, помещенный между концами двузубой вилки, это солнечный диск в солнечной ладье. Сюжет солнца в ладье в древности был распространен среди солнцепоклонников всего земного шара. Основу сеточного заполнения внутреннего пространства овала составляет прямоугольная решетка с тремя вертикальными и горизонтальными пересечениями.

Двенадцать пилообразных окончаний диагональных линий, проведенных через перекрестия прямоугольной решетки (11-е обломано в древности) символизирует 12 месяцев солнечного календаря. То же повторяется в решетке: перекрестия дают 98 лучевых звездочек, плюс три подвешенных розетки в виде прямоугольных крестов, вписанных в окружность. Подвески прикреплены на кольцах под тремя центральными верховыми «пиками», у которых вместо острия — антропоморфные фигурки — с зооморфными головами.

Геральдически хаттско-хеттский штандарт можно истолковать как царский скипетр, соединяющий в себе племенные гербы древних народов, составивших еще в энеолите (IV тысячелетие до н. э.) ядро союза майкопских племен. Овал солнечного диска — символ атыхов, древнейших горных скотоводов — солнцепоклонников Северо-Западного Кавказа. Неслучайно и имя главного языческого бога «Тхашхо» и само слово бог по-адыгски «Тхьа» и этнонимы «адыгэ» (атыгэ, атхьэ) лингвисты производят от «тыгъэ» — солнце.

Двенадцать пик по внешней дуге овала выражают характер племени ариев (вернее, проариев), известных своей воинственностью и пришедших из Западной Европы еще в IV тысячелетии до н. э. на Северный Кавказ.

Какое-же отношение имеет сюжет «Адыгэ бэракъ» XIX в. к скипетру древнехаттского царя? От овала солнечного диска оставлена лишь внешняя дуга, по которой оставлены 9 звездочек, соединяющих в себе шаро-крестообразные фигуры с копьевидными окончаниями и 8-лучевые звездочки в центре по внутренней дуге — напоминание о трех языческих божествах и одновременно завершение солнечного календаря. Перекрестие из трех стрел есть максимальное упрощение сложной решетки древнего скипетра, в которой прямоугольная, изначально хаттская мирная земледельческая часть опущена, но, напротив, в силу военно-политической ситуации подчеркнута воинственная «арийская» часть и даже прямолинейно обозначена в виде оперений и наконечников стрел.

Пятиконечные звездочки — это графическое решение скульптурной формы 12 пикообразных окончаний древнего герба.

Остается догадаться о том, как древняя геральдика майкопцев Кавказа и алиджевцев Анатолии попала к черкесам XIX в. Для этого есть несколько способов, но главными из них явились палеография (древние письма), в частности, иероглифическая надпись плиты из Кархемиха (находка начала XX в.), где сообщается о переселении атхов и хаттов с Северного Кавказа в Малую Азию, и, конечно, археология. На речке Хатыпс (правый верхний приток Псекупса) найдена позднечеркесская керамика с майкопско-хаттскими решетками, нарезанными под основаниями ручек амфор и кувшинов.

Мы знаем из различным источников, что знамен у адыгов было много, от общенациональных до этнических групп. Но, несомненно, самым дорогим было и остается первое, объединяющее знамя 1830 г., именно под этим флагом адыги (черкесы) защищали свое отечество. Прошло более 160 лет со дня принятия первого национального флага и мы, адыги (черкесы), вновь стоим перед исторической проблемой объединения. Поэтому сейчас национальное знамя зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами вновь популярно среди адыгов.

Сведения предоставлены организацией МКУ «Дом культуры» с.п. Каменномостское и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна