Выставка «Физионотрас в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина»

Событие завершилось

На выставке представлены портреты из коллекции музея, выполненные в уникальной технике физионотрас, популярной в конце XVIII  — начале XIX века.

 

17 портретов из коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина были выполнены двумя мастерами: Э. Кенедей и Э. Бушарди (1797-1849), которые работали в Париже в первой четверти XIX века. На выставке эти работы впервые экспонируются в полном объеме.

Большую часть коллекции музей получил от Владимира Николаевича Грусланова.

 

Физионотрасом (от фр. physionomie — физиономия, облик, черты лица, trace — след, черта, линия) назывался аппарат, изобретенный в 1784 году во Франции Жилем-Луи Кретьеном (1757-1811), гравером, виолончелистом королевской капеллы в Версале.

 

Новинка представляла собой конструкцию в рост человека из деревянных брусков, внутрь которой садился клиент. Профиль модели отчетливо выделялся на фоне экрана. Оператор-портретист находился позади аппарата. Внутри физионотраса находились пантограф с визиром. Мастер брался за ручку пантографа и обводил черты клиента, которые наблюдались через визир. Другое плечо пантографа, где был закреплен карандаш, точно повторяло все движения оператора. Вся процедура занимала несколько минут. В итоге на листе бумаги, прикрепленной к планшету, появлялось почти точное изображение модели. Физионотрас давал рисунок в натуральную величину. Затем портрет можно было уменьшать либо увеличивать пантографом до требуемого размера. Обычно рисунок вписывался в круг или овал. По желанию заказчика по исходному рисунку делались клише на медных пластинах, с которых можно было делать многочисленные копии. 

 

Позднее к Кретьену присоединился английский художник Эдме Кенедей (1756-1830), познакомившийся с новым изобретением. Так Кретьен и Кенедей объединили свои усилия для создания коммерческой студии по изготовлению портретов.  Новая техника получила широкое распространение у разных слоев общества, стала модной и обрела популярность не только во Франции и Европе, но и в Америке.

 

На камерной выставке широкая популярность физионотраса наглядно представлена разнообразием лиц: военных, литераторов, ученых, путешественников. Портрет Т.А. Никоновой — редкое     изображение, где портретируемая изображена в фас, а не в профиль. Посетители смогут увидеть уникальный портрет В.А. Жуковского и А.И. Тургенева, который принято считать единственным двойным изображением, выполненным в этой технике.        

 

Физионотрас не редко называют предтечей фотографии и с появлением дагерротипа и тальботипии он потерял свою практическую ценность и утратил популярность.

Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Всероссийский музей А. С. Пушкина» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна