Выставка «Физионотрас в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина»
На выставке представлены портреты из коллекции музея, выполненные в уникальной технике физионотрас, популярной в конце XVIII — начале XIX века.
17 портретов из коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина были выполнены двумя мастерами: Э. Кенедей и Э. Бушарди (1797-1849), которые работали в Париже в первой четверти XIX века. На выставке эти работы впервые экспонируются в полном объеме.
Большую часть коллекции музей получил от Владимира Николаевича Грусланова.
Физионотрасом (от фр. physionomie — физиономия, облик, черты лица, trace — след, черта, линия) назывался аппарат, изобретенный в 1784 году во Франции Жилем-Луи Кретьеном (1757-1811), гравером, виолончелистом королевской капеллы в Версале.
Новинка представляла собой конструкцию в рост человека из деревянных брусков, внутрь которой садился клиент. Профиль модели отчетливо выделялся на фоне экрана. Оператор-портретист находился позади аппарата. Внутри физионотраса находились пантограф с визиром. Мастер брался за ручку пантографа и обводил черты клиента, которые наблюдались через визир. Другое плечо пантографа, где был закреплен карандаш, точно повторяло все движения оператора. Вся процедура занимала несколько минут. В итоге на листе бумаги, прикрепленной к планшету, появлялось почти точное изображение модели. Физионотрас давал рисунок в натуральную величину. Затем портрет можно было уменьшать либо увеличивать пантографом до требуемого размера. Обычно рисунок вписывался в круг или овал. По желанию заказчика по исходному рисунку делались клише на медных пластинах, с которых можно было делать многочисленные копии.
Позднее к Кретьену присоединился английский художник Эдме Кенедей (1756-1830), познакомившийся с новым изобретением. Так Кретьен и Кенедей объединили свои усилия для создания коммерческой студии по изготовлению портретов. Новая техника получила широкое распространение у разных слоев общества, стала модной и обрела популярность не только во Франции и Европе, но и в Америке.
На камерной выставке широкая популярность физионотраса наглядно представлена разнообразием лиц: военных, литераторов, ученых, путешественников. Портрет Т.А. Никоновой — редкое изображение, где портретируемая изображена в фас, а не в профиль. Посетители смогут увидеть уникальный портрет В.А. Жуковского и А.И. Тургенева, который принято считать единственным двойным изображением, выполненным в этой технике.
Физионотрас не редко называют предтечей фотографии и с появлением дагерротипа и тальботипии он потерял свою практическую ценность и утратил популярность.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.