«Первый Ярославский 2»
1756−62 — годы расцвета творческого дарования Волкова. Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию его таланта, славе первого актера Российского театра. Волков отстаивает национальную самобытность русского театра, ратует за развитие отечественной науки, литературы, искусства. Это время сближения и сотрудничества Волкова с Ломоносовым, Тредиаковским, Сумароковым, знакомство с будущим писателем и комедиографом Фонвизиным. Актерские работы Волкова отмечены тираноборческим пафосом, он равно владеет и лирической, и сатирической интонацией и жанровой формой. Театр Волкова отстаивал мотивы вольности, свободы, человеческого достоинства и гордости.
Волков был не только актером, но и театральным деятелем в самом широком смысле этого слова. Он принимал активное участие и в политической жизни страны. Волков явился одним из прямых участников заговора против императора Петра III, в результате которого свершился дворцовый переворот, царь был убит, а на трон вступила Екатерина II. Волков уверовал в утопическую легенду о монархине как великой просветительнице народа, в ее слова о театре: «Театр есть школа народная, а государыня в ней старшая учительница».
В начале 1763 Волкову была поручена важная государственная задача: на его плечи было возложено полное руководство работами по созданию грандиозного маскарада «Торжествующая Минерва» — празднество должно было проходить в Москве по случаю коронации Екатерины II. Маскарад должен был оправдать дворцовый переворот, объяснив его как победу справедливости и разума, прославить императрицу как «торжествующую Минерву», покровительницу искусств и просвещения. Но маскарад имел целью и осмеяние социальных язв, беззакония, произвола власть предержащих. Волков в резких контрастных масках сталкивал богатство и бедность, зло и добро, бессердечие и любовь, и не Торжество Минервы-императрицы становилось центром карнавала. В числе государственных пороков были представлены Невежество, Несогласие, Обман, Мздоимство, Спесь, Мотовство, Превратный Свет. В толпе карнавала шли Обираловы и Обдираловы, надменные Кривосуды, плутнеписатели и крючкотворцы, волокитчики и бюрократы XVIII в. Независимо от намерений Екатерины II, маскарад приобретал иной, более грандиозный смысл. Это массовое зрелище было и великой утопией, в которой выражалась народная мечта о «Золотом веке», времени без войн и раздоров, крови и оружия, о равенстве и свободе. Но Маскарад явился и великой сатировой драмой. Великолепная организация массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова, о его умении привлечь творческие силы народа к участию в маскараде.
Огромное напряжение сил, затраченных Волковым, привели к роковому концу. После сильной простуды началась горячка, болезнь оказалась смертельной. В апреле 1763 Волков скончался.
Фёдор Волков был похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря (монастырь не сохранился, находился между Мясницкой и Покровской улицами). Никаких следов от его могилы не осталось. В начале 1960-х годов на кладбище Спасо-Андроникова монастыря установлено надгробие-кенотаф, т. к. до обнаружения Л.М. Стариковой документов о погребении Ф.Г. Волкова, считали, что он похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре.
Именем Волкова названы ярославский театр (Российский государственный академический театр драмы им. Ф.Г. Волкова), центральная площадь и одна из улиц в Ярославле. В 1975 в связи с 225-летием театра в Ярославле, на площади Волкова воздвигнут памятник первому русскому актеру (скульптор А.И. Соловьёв)
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.