Серебряные украшения и головные уборы в чувашском народном костюме

Событие завершилось
6+

Чувашский народный костюм испокон веков выделялся в Поволжье обилием серебряных монет. Это не раз отмечали ученые-путешественники XVIII–XIX веков.

Сохранилась также интересная легенда, в которой говорится о том, что к нашему царю приехал царь другой страны и начал хвалиться своим имуществом и богатством, и тогда наш царь сказал, что в его государстве живет народ в серебряном одеянии. И тогда царь другой страны, говорят, умолк.

Действительно, все украшения и головные уборы, сохранившиеся в музейных собраниях, чувашскими женщинами собирались из серебряных монет и монет нухраток, дополнялись бисером и бусинами.

Как только в семье рождалась девочка, родители сразу же начинали копить монеты для сбора украшений на головной убор. К 10–12 годам им нужно было успеть подготовить первые дорогие украшения. До этого времени девочки носили простые нитки из бус и раковин каури. С 12–14 лет девочки надевали красивый головной убор тухья. Эти шапочки, сохранившиеся в музеях, имеют полусферическую холщовую основу. Лицевую сторону украшали бисерной сеткой, горизонтальными рядами нухраток, мелких монет и штампованными круглыми бляшками. Спереди девушки волосы не показывали, лишь со спины можно было увидеть аккуратно сплетенную косу.

Такие головные уборы у чувашей бывают двух типов: круглые полусферические и с шишаком. Первый тип распространен среди средненизовых и частично у верховых чувашей, второй — среди низовых чувашей. Для последнего характерно присутствие бисерного налобника и наушников, обшитых монетами.

Чувашская невеста выходила замуж в тухье. После смены девичьего наряда со всеми аксессуарами, она этот головной убор больше не носила. После замужества невестка надевала другой головной убор — хушпу. В разных этнографических группах и подгруппах они были разной высоты и формы. Также отличались они по оформлению. Их объединяло то, что они все были с открытым верхом, имели сзади лопасть хушпухÿри для прикрытия косы и лицевую часть, обшитую плотными рядами монет разного достоинства. Хушпу носили повсеместно. Как пишет историк Гурий Комиссаров, «хошпу молодушка после свадьбы носит обычно в течение 40 дней, или 6 недель. В течение этих 40 дней молодушка должна показать на себе все свое одежное приданое: менять свои рубашки и сорпаны столько раз, сколько у ней имеется смен этой одежды. По истечении шести недель хошпу и некоторые другие украшения снимаются, и молодушка начинает ходить в обычном женском костюме, только в новом». Этот тяжелый головной убор всегда надевали поверх длинной холщовой повязки сурпан. Чувашская женщина в хушпу красовалась до 45–50 лет, затем этот убор передавала своим дочерям, когда те выходили замуж. Он был призван защищать и оберегать женскую голову и волосы от зловредных сил.

От головного убора хушпу около ушей свисали нитки бус и монет, а у некоторых — подвешивалось отдельное украшение ум çакки. Тело женщины до пояса сверху полностью закрывалось разными шейными, нагрудными, нагрудно-наспинными, шейно-нагрудными, чересплечными украшениями. Руки тоже нужно было оберегать: на пальцы надевали перстни (куçлă çĕрĕ) и кольца (шăлтармаллă çĕрĕ), украшенные мелкими монетами. На запястьях красовались широкие браслеты с тремя или пятью подвешенными монетами (шăлтăрмаллă сулă).

Украшения отличались по этнографическим группам. Для верховых и средненизовых чувашек были характерны следующие украшения: съемные околоушные алка, нагрудные прямоугольные кожаные пластины шÿлкеме и массивное украшение, тянущееся от шеи и до талии ама.

Низовые чуваши предпочитали разные шейно-наспинные украшения, слитые с накосниками, нагрудное украшение сурпанçакки и чересплечник тевет. Кроме них встречается много узколокальных украшений, развитых среди чувашской диаспоры. Также развиты разного рода подвески, собранные из бус, бисера и ниток.

Почти все украшения и головные уборы оформлялись на кожаной основе, в которой скрывается давний кочевнический уклад жизни.

Историю происхождения твердых головных уборов чувашей в виде шлема, как и у других тюркских народов Поволжья и Средней Азии, ученые связывают со скифо-сарматским миром.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна