История казачества
Впервые в письменных российских источниках о донских казаках упоминается в грамоте ногайского князя Юсуфа царю Руси Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Хо-лопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». Донской историк Е.Н. Савельев считал, что «Сары-Азман — слово персидское, …означающее „удальцы“». Другие историки (Н. Коршиков, В. Королев) отмечают, что «Сары-Азман, возможно, был татарином, азовским или мещерским». Дореволюционный историк С. Щелкунов, опубликовавший в 1914 году основательный очерк о происхождении донского казачества и его взаимодействию с Московским государством, называет Сары-Азмана «татарином», добавляя, что «…Сары-Азман-личное имя или прозвище». Позднее Азманом например звали калмыка-казака, станичного атамана станицы Граббевская (1908—1914), кавалера двух Георгиевских крестов, полковника Азмана Батырева.
По одной из версий, история донского казачества возводится к христианскому населению Хазарского каганата (ясы и касоги, которые за своё кавказское происхождение получили название черкасов, а за папахи — черные клобуки). Вспять к косогам и к покорению в 1462 году русскими пределов ордынских, азовских и «меторийских» (methorischen) в истории донских казаков считал нужным обратиться и Карл фон Плото[1] в своей книге, изданной в Берлине в 1811 году. Именно они после татаро-монгольского нашествия стали прихожанами золотоордынской Сарайской епархии[2]. В домонгольский период они также именовались бродниками, казаков как отдельного войска или субэтноса тогда ещё не существовало. После распада Золотой Орды Дон делил степь на западную (крымскую) и восточную (ногайскую) сторону. Образовавшийся вакуум привел к появлению в степи казаков.
Вторая версия исходит из идеи совершенного обезлюдивания Донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами с «чистого листа»[3]. Основной поток первоначального русского населения (беглых крестьян) направлялся из Рязанского княжества, где казаки известны с 1445 года. Мореходные и пиратские казачьи традиции, по-видимому, связаны с переселенцами из Новгородской (гофейские /готские/ казаки в Бежецкой пятине)[4] и Хлыновской земли (ушкуйники, управляемые выборными старшинами — «ватманами»)[5].
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.