История казачества

Событие завершилось
12+

Впервые в письменных российских источниках о донских казаках упоминается в грамоте ногайского князя Юсуфа царю Руси Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Хо-лопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». Донской историк Е.Н. Савельев считал, что «Сары-Азман — слово персидское, …означающее „удальцы“». Другие историки (Н. Коршиков, В. Королев) отмечают, что «Сары-Азман, возможно, был татарином, азовским или мещерским». Дореволюционный историк С. Щелкунов, опубликовавший в 1914 году основательный очерк о происхождении донского казачества и его взаимодействию с Московским государством, называет Сары-Азмана «татарином», добавляя, что «…Сары-Азман-личное имя или прозвище». Позднее Азманом например звали калмыка-казака, станичного атамана станицы Граббевская (1908—1914), кавалера двух Георгиевских крестов, полковника Азмана Батырева.

По одной из версий, история донского казачества возводится к христианскому населению Хазарского каганата (ясы и касоги, которые за своё кавказское происхождение получили название черкасов, а за папахи — черные клобуки). Вспять к косогам и к покорению в 1462 году русскими пределов ордынских, азовских и «меторийских» (methorischen) в истории донских казаков считал нужным обратиться и Карл фон Плото[1] в своей книге, изданной в Берлине в 1811 году. Именно они после татаро-монгольского нашествия стали прихожанами золотоордынской Сарайской епархии[2]. В домонгольский период они также именовались бродникамиказаков как отдельного войска или субэтноса тогда ещё не существовало. После распада Золотой Орды Дон делил степь на западную (крымскую) и восточную (ногайскую) сторону. Образовавшийся вакуум привел к появлению в степи казаков.

Вторая версия исходит из идеи совершенного обезлюдивания Донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами с «чистого листа»[3]. Основной поток первоначального русского населения (беглых крестьян) направлялся из Рязанского княжества, где казаки известны с 1445 года. Мореходные и пиратские казачьи традиции, по-видимому, связаны с переселенцами из Новгородской (гофейские /готские/ казаки в Бежецкой пятине)[4] и Хлыновской земли (ушкуйники, управляемые выборными старшинами — «ватманами»)[5].

Сведения предоставлены организацией МУ «Ивняковский КСЦ» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна