Лекция «Соната №21 — «Аврора» (C-dur)»
С этой сонатой связана еще одна линия бетховенского творчества — лирико-пасторальная. От более ранних сонат, обращенных к теме природы (например, от безоблачной 15-ой) «Аврора» отличается монументальным размахом и пафосом действенности, пришедшими на смену созерцательности. Ее содержание никак не исчерпывается образами пробуждающейся природы, с которыми связано название сонаты («Аврора» — утренняя заря). Произведение воплотило идею радости, могучего подъема активных сил, слияния с жизнью природы. Как и в VI-й симфонии, природа является символом естественности, вольной жизни, духовного обновления.
Ромен Роллан назвал «Аврору» «белой сонатой». Действительно, в ней нет контрастов мрака и света, яростных схваток, трагических акцентов. Музыка излучает свет, радость, энергию, она полна влюбленности в жизнь.
Пожалуй, самое примечательное свойство «Авроры» — огромная роль в ней народного начала. Оно выступает здесь гораздо ярче, чем в других сонатах, видимо потому, что для Бетховена близость к природе подразумевает контакт с народом. Многие темы 21-й сонаты отмечены близостью к фольклору (побочная тема I части, оба эпизода финального рондо). Более того: Бетховен, так редко цитировавший народно-песенный материал, кладет в основу финала подлинную нижнерейнскую мелодию. Да и само обращение к рондо, т. е. форме народного происхождения, связанной с народными хороводами, весьма характерно.
Оригинально решена в «Авроре» проблема цикла: вместо первоначально задуманной развернутой медленной части Бетховен ввел в сонату краткую интродукцию. Она связала 1ч. с финалом, контрастно оттенив их праздничный блеск. В логике образного развития можно усмотреть поэтич. «сюжет»: на смену оживленному шумному дню (1 часть) приходит тихая ночь (интродукция), которая, в свою очередь, сменяется нарождающейся зарей нового утра.
С этой сонатой связана еще одна линия бетховенского творчества — лирико-пасторальная. От более ранних сонат, обращенных к теме природы (например, от безоблачной 15-ой) «Аврора» отличается монументальным размахом и пафосом действенности, пришедшими на смену созерцательности. Ее содержание никак не исчерпывается образами пробуждающейся природы, с которыми связано название сонаты («Аврора» — утренняя заря). Произведение воплотило идею радости, могучего подъема активных сил, слияния с жизнью природы. Как и в VI-й симфонии, природа является символом естественности, вольной жизни, духовного обновления.
Ромен Роллан назвал «Аврору» «белой сонатой». Действительно, в ней нет контрастов мрака и света, яростных схваток, трагических акцентов. Музыка излучает свет, радость, энергию, она полна влюбленности в жизнь.
Пожалуй, самое примечательное свойство «Авроры» — огромная роль в ней народного начала. Оно выступает здесь гораздо ярче, чем в других сонатах, видимо потому, что для Бетховена близость к природе подразумевает контакт с народом. Многие темы 21-й сонаты отмечены близостью к фольклору (побочная тема I части, оба эпизода финального рондо). Более того: Бетховен, так редко цитировавший народно-песенный материал, кладет в основу финала подлинную нижнерейнскую мелодию. Да и само обращение к рондо, т. е. форме народного происхождения, связанной с народными хороводами, весьма характерно.
Оригинально решена в «Авроре» проблема цикла: вместо первоначально задуманной развернутой медленной части Бетховен ввел в сонату краткую интродукцию. Она связала 1ч. с финалом, контрастно оттенив их праздничный блеск. В логике образного развития можно усмотреть поэтич. «сюжет»: на смену оживленному шумному дню (1 часть) приходит тихая ночь (интродукция), которая, в свою очередь, сменяется нарождающейся зарей нового утра.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.