Лекция «Соната №21 — «Аврора» (C-dur)»

Событие завершилось

С этой сонатой связана еще одна линия бетховенского творчества — лирико-пасторальная. От более ранних сонат, обращенных к теме природы (например, от безоблачной 15-ой) «Аврора» отличается монументальным размахом и пафосом действенности, пришедшими на смену созерцательности. Ее содержание никак не исчерпывается образами пробуждающейся природы, с которыми связано название сонаты («Аврора» — утренняя заря). Произведение воплотило идею радости, могучего подъема активных сил, слияния с жизнью природы. Как и в VI-й симфонии, природа является символом естественности, вольной жизни, духовного обновления.

Ромен Роллан назвал «Аврору» «белой сонатой». Действительно, в ней нет контрастов мрака и света, яростных схваток, трагических акцентов. Музыка излучает свет, радость, энергию, она полна влюбленности в жизнь.

Пожалуй, самое примечательное свойство «Авроры» — огромная роль в ней народного начала. Оно выступает здесь гораздо ярче, чем в других сонатах, видимо потому, что для Бетховена близость к природе подразумевает контакт с народом. Многие темы 21-й сонаты отмечены близостью к фольклору (побочная тема I части, оба эпизода финального рондо). Более того: Бетховен, так редко цитировавший народно-песенный материал, кладет в основу финала подлинную нижнерейнскую мелодию. Да и само обращение к рондо, т. е. форме народного происхождения, связанной с народными хороводами, весьма характерно.

Оригинально решена в «Авроре» проблема цикла: вместо первоначально задуманной развернутой медленной части Бетховен ввел в сонату краткую интродукцию. Она связала 1ч. с финалом, контрастно оттенив их праздничный блеск. В логике образного развития можно усмотреть поэтич. «сюжет»: на смену оживленному шумному дню (1 часть) приходит тихая ночь (интродукция), которая, в свою очередь, сменяется нарождающейся зарей нового утра.

С этой сонатой связана еще одна линия бетховенского творчества — лирико-пасторальная. От более ранних сонат, обращенных к теме природы (например, от безоблачной 15-ой) «Аврора» отличается монументальным размахом и пафосом действенности, пришедшими на смену созерцательности. Ее содержание никак не исчерпывается образами пробуждающейся природы, с которыми связано название сонаты («Аврора» — утренняя заря). Произведение воплотило идею радости, могучего подъема активных сил, слияния с жизнью природы. Как и в VI-й симфонии, природа является символом естественности, вольной жизни, духовного обновления.

Ромен Роллан назвал «Аврору» «белой сонатой». Действительно, в ней нет контрастов мрака и света, яростных схваток, трагических акцентов. Музыка излучает свет, радость, энергию, она полна влюбленности в жизнь.

Пожалуй, самое примечательное свойство «Авроры» — огромная роль в ней народного начала. Оно выступает здесь гораздо ярче, чем в других сонатах, видимо потому, что для Бетховена близость к природе подразумевает контакт с народом. Многие темы 21-й сонаты отмечены близостью к фольклору (побочная тема I части, оба эпизода финального рондо). Более того: Бетховен, так редко цитировавший народно-песенный материал, кладет в основу финала подлинную нижнерейнскую мелодию. Да и само обращение к рондо, т. е. форме народного происхождения, связанной с народными хороводами, весьма характерно.

Оригинально решена в «Авроре» проблема цикла: вместо первоначально задуманной развернутой медленной части Бетховен ввел в сонату краткую интродукцию. Она связала 1ч. с финалом, контрастно оттенив их праздничный блеск. В логике образного развития можно усмотреть поэтич. «сюжет»: на смену оживленному шумному дню (1 часть) приходит тихая ночь (интродукция), которая, в свою очередь, сменяется нарождающейся зарей нового утра.

Сведения предоставлены организацией МОУ ДО «Детская школа искусств село Городище» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна