Книжная выставка «В окружении красоты»
История оружейного дела в России имеет многовековые традиции. Урал не был родоначальником русского холодного строевого и украшенного оружия. Однако именно уральские оружейники подняли на новую высоту уникальное производство, развили и усовершенствовали традиции не только русского, но и западноевропейского и восточного оружейного искусства, став продолжателями этих традиций.
В монографии Светланы Куликовских «Златоустовская школа авторского холодного украшенного оружия. Становление и развитие (1815–1860 гг.)» (Челябинск, 2006) на примере Златоустовской оружейной фабрики (уникального предприятия промышленного Урала) впервые комплексно дана картина становления оружейного производства в целом и авторского украшенного холодного оружия в частности. Русские мастера создали свое направление в украшении оружия. Работы стала отличать торжественность и строгость, простота и четкость композиционных решений.
Златоустовские мастера предпочитали сюжеты из греческой мифологии, использовали аллегорические образы в соответствии с господствовавшим тогда в русском искусстве стилем ампир. Своеобразную помощь в создании своего, русского стиля оказало празднование 10-летнего юбилея победы над Наполеоном. Златоустовские мастера получили заказ на изготовление большого количества наградного оружия с изображением сражений русских войск с французами. Тогда и появился на клинках выдающегося мастера Ивана Бушуева крылатый конь — Пегас — как символ России, символ стремления к свободе и воле. И летел его крылатый конек навстречу когтистому грифону, олицетворявшему захватчиков-французов.
В наши дни возрождение славы русского оружейного искусства продолжают создатели златоустовской фирмы «Лик». Они, опираясь на свой профессиональный опыт и веря в будущее своего дела, выпускают авторское коллекционное оружие. Об этом можно прочитать в богато иллюстрированном фолианте «Лик Златоуста: мастерские декоративно-прикладного искусства «Лик»» (Словения, 2004).
Специалисты посчитали, что на Урале обнаружено около 40 видов драгоценных и поделочных камней: яшма, змеевик, селенит, родонит, лиственит, всевозможных оттенков мраморы и, конечно, несравненный малахит, который по праву слывет символом Урала. В издании автора Александра Шмыгина «Чудо в камне» (Челябинск, 2012) вы найдете характеристику этого камня, а также узнаете, в каких местах ведется его добыча и какие ювелирные украшения создаются мастерами.
Красоту уральского малахита воспевал в своих сказах уроженец здешних мест П.П. Бажов. В его книге «Сказы» (Москва, 1986) портрет писателя нарисован в малахитовых оттенках. О малахите слагают легенды, приписывают ему магическую силу, наделяют целебными свойствами; от него ждут защиты и помощи, в нем ищут разгадки житейских, а то и исторических тайн.
Изделия из старого уральского малахита сегодня относятся к разряду истинных раритетов. Одним из них является Малахитовый зал в Эрмитаже. Его интерьеры уникальны. Малахитовые изделия в сочетании с декоративным оформлением зала составляют целостный комплекс самобытного русского камнерезного искусства. Кроме чаш, ваз, канделябров и мелких бытовых изделий, в Эрмитаже хранится так называемый Малахитовый храм, в котором малахит применен в отделке колонн. Об истории создания зала можно прочитать в книге Анны Воронихиной «Малахит в собрании Эрмитажа» (Ленинград, 1963).
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.