Онисим Овчар
В этот день перед Виленской иконой Божией Матери молятся при разных недугах, жизненных невзгодах и тяжёлых обстоятельствах[8].
Зима с весной начинают борьбу: «Кому идти вперед, а кому вспять повернуть»[9].
В это время овцы ягнятся, и для плодородия овец на Овчара «окликали звёзды»[10]. Вечером, по приглашению хозяина овец, выходил пастух-овчар за околицу; клали они оба по три низких поклона на все четыре стороны света. Пастух, истово помолившись святому Власию — «пастырю стад небесных и защитнику земных», у околицы становился на руно (овечью шерсть) и произносил особую «окличку». «Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещёному! Загорись огнём негасимым на утеху православным! Ты заглянь, звезда ясная, на двор к рабу (имярек). Ты освяти, звезда ясная, огнём негасимым белоярых овец у раба (имя). Как по поднебесью звёздам несть числа, так у раба (имя) уродилось бы овец болей того!»[11]. Вслед за этим, хозяин, приглашавший пастуха на окличку, вёл его в избу, угощал чем Бог послал, подносил вина, наделял — чём ни на есть, чтобы тому не с пустыми руками за порог уйти[10].
На Онисима собирали в амбарах разные семена и выставляли их на мороз на три дня. Этот обычай называется «семенное». Считалось, что такие закалённые семена будут лучше переносить весенние заморозки и дадут обильные всходы[5].
В Рязанской, Тульской и некоторых других губерниях именно в этот день «зарнили» пряжу, то есть выставляли её на утренний мороз[11].
Отправляясь в дальний путь, в этот день белорусские крестьяне брали с собой немного земли у своего дома, при этом приговаривая: «Отчий дом, отчая земля, оберегите и сохраните раба Божьего (имя) в путях-дорогах»[8].
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.