Обучение

Мастер класс по домре

Событие завершилось
6+

Первый прием, которым овладевает ученик, — пиццикато. Несмотря на его кажущуюся простоту, с ним тоже возникают проблемы. Преподаватель должен показать этот прием, объяснить его принцип, при этом нужно задействовать ассоциативное мышление ребенка — не просто сказать о том, что нужно жать на струну, а привести сравнение: прикосновение должно быть таким, как будто гладишь кошечку. Основная ошибка ученика заключается в том, что он с силой нажимает на струну (некоторые ученики пытаются подцепить струну ногтем). Этого следует избегать и постоянно следить за движением большого пальца, поскольку неправильное звукоизвлечение может привести к появлению водяной мозоли и зажатию кисти правой руки. Если ученику становится 7 больно и неудобно играть, это, конечно же, не прибавляет интереса к занятиям и желания брать инструмент в руки. Также нужно следить за тем, чтобы большой палец был прямой и мягкий и ни в коем случае не был зажат. Параллельно с изучением пиццикато начинается работа над постановкой левой рук. Это один из самых трудных и сложных этапов, как для педагога, так и для ученика, он требует предельного внимания и терпения. Перед тем как ставить руку на грифе, нужно обязательно сделать несколько упражнений. Например, ребенок должен сложить пальчики, изображая «лапку злой кошки»: подушечки согнутых пальцев прижимаются к их основанию. Ребенок должен научиться сгибать и разгибать пальцы, оставляя запястье прямым с убранными косточками тыльной стороны ладони. Как этап этого упражнения — использование карандаша в роли грифа. Сгибая и разгибая пальцы, ученик ставит подушечки пальцев на карандаш, придерживая его другой рукой, при этом он должен следить за тем, чтобы пальцы не прогибались в первой фаланге. Сначала ребенок поднимает и опускает все пальцы одновременно, затем первый палец стоит на карандаше, а все остальные продолжают движение, потом к первому присоединяется второй и т. д. В связи с этим упражнением можно рассказать ребенку сказку о четырех братьях, которые пошли гулять. Сначала старший брат, первый палец, остановился, чтобы собрать грибы, а остальные, не заметив этого, пошли дальше. Потом средний брат, увидев много ягод, начал их собирать. Другой братец засмотрелся на красивую бабочку. А самый маленький братишка, увидев, что рядом с ним нет его братцев, побежал обратно, по очереди встречая их всех. И возвратились они домой веселые, отдохнувшие, с грибами и ягодами. Когда упражнение начинает получаться, его переносят на домру. С первых занятий на инструменте следует обратить внимание на натяжение струн. Маленьким ученикам тяжело прижимать натянутые струны, и вследствие этого, чтобы нота прозвучала, они начинают зажимать запястье, а 8 ладонью прикасаться к грифу. Чтобы избежать этого, струны поначалу следует спускать на секунду или терцию. Если длина пальчиков позволяет, то рука на домре ставится сразу в первую позицию. «У каждого пальчика есть своя квартирка, в которой он живет: у первого пальчика — на втором ладу, у второго — на четвертом и т. д. Для большей свободы левой руки и удобства ее постановки желательно все же начинать с полупозиции или совмещать полупозицию и первую позицию, так и играя пьесы. Упражнения лучше всего делать на второй струне, так как она наиболее удобна для положения руки на грифе. Самая «неудобная» струна — первая, ее следует на начальном этапе избегать. При игре на первой струне ладонь ученика обычно прижимается к грифу, а пальцы прижимают струну не кончиками, а подушечками. И то и другое является очень серьезной ошибкой. Работая над постановкой левой руки, нужно обязательно постоянно следить за запястьем, большим пальцем и положением пальцев на струне. Запястье должно быть свободно и не прижато к грифу, который лежит на подушечке ладони под указательным пальцем. Косточки тыльной стороны ладони должны быть убраны. Большой палец лежит на грифе между первым и вторым пальцем и ни в коем случае не зажимает гриф; нужно следить за тем, чтобы большой палец был прямой и не был зажат. Пальчики должны стоять на струне ровно, как «молоточки», и не прогибаться. Особое внимание нужно уделить третьему и четвертому пальцам, поскольку они наиболее слабые. Главное правило, которое ученик должен запомнить: когда играет на грифе второй (третий, четвертый) палец, все остальные стоят на грифе. Очень частая ошибка при игре третьим и четвертым пальцем: первый и второй поднимаются вверх, гриф отводится вперед, а корпус домры «заваливается» в правую сторону. 9 Следующие упражнения, которые можно дать ученику — хроматические, они очень хорошо воспринимаются детьми и помогают в постановке руки. Для маленьких учеников эти упражнения можно назвать так: «гусеница», «змейка», «паровозик». Для постановки руки хорошо делать первые 5 -10 упражнений Шрадика, гаммы ми мажор, соль мажор, ля мажор в одну октаву. Стоит также обратить внимание на первые пьесы, при исполнении которых рука должна находиться в первой позиции. Эти пьесы должны быть без перехода со струны на струну, что облегчает запоминание постановки руки ученику и работу преподавателю. Этого правила желательно придерживаться все первое полугодие, тогда впоследствии не будет проблем с левой рукой. Когда начинается работа над руками, чаще всего портится посадка: гриф поднимается вверх, большой палец правой руки становится жестким и зажатым, так как ученику невозможно уследить за всем сразу. Главная задача педагога — постоянный контроль за посадкой, звуком и постановкой рук.

Сведения предоставлены организацией МБОДО «Буинская детская школа искусств №1» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна