Выставка «Ткань бытия»
Примерно с XVI века эстеты и знатоки осознали деление искусств на изобразительные (станковая живопись, графика, скульптура) и прикладные. Первые обладают самостоятельной ценностью, вторые служат для чего-либо. Алтарная, а позже и любая картина концентрирует в самой себе смысл собственного существования, вызванного к жизни художественной идеей автора. Но оклад Евангелия, потир, шкатулка, изукрашенная одежда при всём их эстетическом совершенстве созданы для решения конкретной практической задачи.
Современное декоративно-прикладное искусство в целом продолжает традиционную линию. Но бывают исключения из правил. Таковы работы Веры Колгановой, формально принадлежащие к области художественного текстиля. На самом деле большинство произведения Колгановой не может быть использовано с утилитарной целью: они не решают никакую бытовую задачу, не удовлетворяют никакую потребность. Они созданы низачем, как любой станковый пейзаж или натюрморт, и самодостаточны. При ближайшем рассмотрении выясняется, что нить и ткань для этого художника — то же самое, что масляная или акриловая краска, с единственным отличием: место живописной или графической основы занимает тот же материал, из которого выполнен изобразительный мотив.
Для настоящего художника материал — не то, из чего делается искусство, а чуть ли не одушевлённая субстанция, хранящая свои тайны. Глубокое уважение живописца или графика к мазку, фактуре, картинной плоскости, листу повсеместно и свойственно каждому настоящему профессионалу; размышления о пластических и колористических возможностях графитного карандаша типичны; но почему нельзя распространить такое отношение и на текстильные материалы?.. Вера Колганова это делает с тем же артистизмом, с той же смелостью и с той же естественностью, с которой пишет свои картины масляной краской на бумаге. В обеих областях деятельности перед ней стоит задача проникнуть, пусть лишь на доступную человеку глубину, в тайны творения — и передать другим своё понимание. Больше она ни на что не претендует. Но если речь идёт о расширении радиуса применения материала, то, значит, заходит разговор и о глубоком чувствовании жизненной материи, круговорота веществ в природе.
О единстве труда и молитвы, безмолвной и возносимой с помощью физического действия, жеста работающих рук.
Вера Калмыкова
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.