История гитары

Событие завершилось
6+

История музыкального инструмента

Предшественниками гитары считаются щипковые инструменты, которые на тот момент ещё не имели грифа: кифара и цитра. На них играли в Древнем Египте и Древней Греции, а чуть позже — и в Риме. С появлением длинной узкой шейки появилась необходимость в цельном резонаторе. Изначально его делали из пустотелых сосудов и других объёмных предметов: панциря черепахи, высушенных плодов тыквы или выдолбленных деревянных отрезков ствола. Деревянный корпус, составленный их верхней и нижней деки и боковин (обечаек) придумали в Древнем Китае в начале I тысячелетия нашей эры.

Оттуда эта идея перекочевала в арабские страны, воплотившись в мавританской гитаре, а в VIII — IX веках пришла в Европу.

Происхождение названия

Своим названием гитара обязана латинскому языку как общепринятому в период Средневековья. Греческое слово «кифара», которое в Европе уже мало кто мог прочесть после крушения Западной Римской империи, в результате транслитировалось в латинское cithara. С течением времени латынь также претерпевала изменения — слово имело вид quitaire, и в романо-германских языках стало звучать как guitar.

Испанская гитара

В период позднего Средневековья и начала Нового времени центром развития музыки была Испания. Во времена Кордовского халифата здесь получила распространение мавританская гитара, а после реконкисты испанцы модернизировали её, придав форму, близкую к современной. У инструментов XV века было 5 парных струн, натягиваемых колками, расположенными на длинной головке.

Уже к концу XVIII века складывается современный облик: гитара обзаводится шестью одинарными струнами, удобным корпусом с вырезами для лучшего удержания, а также круглым отверстием в верхней деке.

Русская гитара

В России XVIII — XIX веков музыка была чрезвычайно популярна. Широкое распространение испанской гитары в Москве и Петербурге подтолкнуло отечественных музыкантов к созданию инструмента на испанской основе, но с российским колоритом. Также мастера использовали наработки англичан с их народными инструментами из рода цистр. Так появилась русская семиструнная гитара. Сегодня её иногда называют цыганской. Её строй отличается от привычной шестиструнной, а сферой применения на протяжении XIX и XX веков стал аккомпанемент при исполнении русских романсов. Сегодня русская гитара встречается реже, хотя продолжает использоваться некоторыми бардами и коллективами, исполняющими традиционную музыку.

Акустическая гитара

В XIX веке музыкант и гитарный мастер Антонио Торрес изобрёл гитару современной конструкции и пропорций. Сегодня она называет классической, применяется как в академической музыке, так и при исполнении песен музыкантами-любителями в развлекательных целях.

Акустическая гитара дошла до нас практически в неизменном виде. Она состоит из массивного корпуса, служащего резонатором, грифа, который крепится к корпусу с помощь специального винта, и головки, на которой расположены колки для натяжения струн.

В акустической гитаре 19 ладов — металлических рёбер на накладке грифа, которые позволяют извлекать ноты с определённым интервалом. При этом если на классической гитаре от верхнего порожка до начала корпуса 12 ладов, то у появившейся позднее акустической — 14. На последней иногда присутствует вырез, позволяющий сыграть высокие ноты.

Электрогитара

Когда в XX веке электричество начало своё победное шествие по планете, фабриканты музыкальных инструментов не могли обойти стороной возможность значительно усилить звук струн гитары с помощью технических устройств. В 1936 году впервые была создана «бабушка» электрогитары. Она имела алюминиевый корпус и пару звукоснимателей на электромагнитах. Благодаря круглой форме корпуса, больше похожей на банджо, и материалу, она получила прозвище «сковородка».

Благодаря преобразованию акустических колебаний в электрические и действие усилителей электрогитаре не нужен резонатор — её корпус может быть самых разных форм, хотя чаще и делается похожим на акустическую гитару.

Бас-гитара

С помощью этого инструмента воспроизводится низкочастотный регистр при исполнении музыкальных произведений. На бас-гитаре обычно 4 струны и более длинный гриф. Акустические варианты встречаются очень редко, так как низкие частоты слышны намного хуже при естественном резонансе корпуса.

Во второй половине XX века некоторые басисты-виртуозы стали использовать безладовый бас, который позволял обойтись без фиксированного музыкального строя.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна