Курс лекций «Кино Скандинавии: успех и обособленность»
Лекторы:
- Алексей Гусев, историк кино, кинокритик, член ФИПРЕССИ;
- Алексей Дунаевский, историк кино, кинообозреватель, программный директор Недели кино Финляндии в Санкт-Петербурге.
25 января: «Сага о Земле Обетованной: сто лет шведского кино» (Алексей Гусев).
Сегодня для большинства зрителей шведское кино — это в первую очередь Бергман, но с него оно началось и не им закончилось. Именно шведские режиссеры открыли когда-то для мирового кинематографа возможность работать с пейзажем как с полноправным героем фильма, обладающим своим характером и линией роли; именно шведским режиссерам эпоха «новых волн» обязана умением сплавлять мечту о бунте с ответственностью перед памятью. Да и сейчас шведское кино вовсе не замкнулось в своей аккуратной провинциальности, как могло показаться еще лет 15 назад, — каннский триумф «Квадрата» Рубена Эстлунда тому подтверждение. Голос шведского кино в течение последних ста лет порой бывал громок, а порой затихал, — но спутать его нельзя ни с каким иным.
6 февраля «Финское кино: от современности к истории» (Алексей Дунаевский).
Кино страны Суоми богато именами и названиями. «Неизвестный солдат» Эдвина Лайне, «Белый олень» Эрика Бломберга, фильмы Ренни Харлина, Аки и Мики Каурисмяки — вот несколько случаев, напоминающих об успехе финского кино за рубежом. Современные тенденции, например, преломление усвоенных, порой «экзотических» киножанров через национальную культурную традицию, побуждают и сейчас с интересом следить за новинками финского кинопроизводства.
8 февраля: «Догмы датского кино» (Алексей Гусев).
Вот уже более 20 лет мировой кинопроцесс пребывает под сенью «Догмы 95» — последнего из великих течений в истории кино. И хоть ему самому срок был отпущен недолгий, но влияние заповедей «Догмы» безвозвратно преобразило весь облик кинематографа — от фестивального арт-хауса до голливудских блокбастеров. Но сама «Догма» тоже взялась не из ниоткуда; за подписавшими ее четырьмя датскими режиссерами стоит длинная и полная свершений история национальной кинематографии. Суровое и свободное одновременно, датское кино всегда превыше всего ценило творческое сверхусилие. И всякий раз, как его уже совсем было собирались хоронить, оно внезапно вновь взрывало все общепринятые стандарты, насаждая вместо них свои догмы, свои рецепты правды и свободы.