Час доблести «Моя милая Родина»
Час доблести «Моя милая Родина» в день освобождения
Лабинского района от немецко-фашистки захватчиков.
25 января 1943 года 2-я стрелковая дивизия, наступавшая в составе 37-й армии Северо-Кавказского фронта, вошла в станицу Лабинскую и другие населенные пункты района. Этот день и считается датой окончательного освобождения лабинской земли от немецко-фашистских захватчиков.
На территории современного Лабинского района летом 1942-го были организованы два крупных партизанских соединения — Лабинский и Упорненский отряды. Личный состав Лабинского отряда насчитывал более 230 бойцов, в том числе около 50 кавалеристов.
Командиром подразделения был назначен бывший председатель колхоза «Память Ленина» Николай Холхунов, начальником штаба стал ветеран Гражданской войны, бравый казак-кавалерист Константин Иорданов. Народные мстители с винтовками и пулеметами шли в бой против танков, бронемашин, авиации и артиллерии противника.
Многие из них пали смертью храбрых, но память о них навсегда осталась увековеченной в названиях улиц города.
В Акте о злодеяниях фашистов на Лабинской земле одним из первых записано имя разведчицы из Лабинского партизанского отряда Анны Свашенко, зверски замученной оккупантами. Много раз она выполняла самые сложные поручения командования, но полицаи ее выследили, схватили и жестоко пытали.
Сохранилась ее предсмертная записка: «Дорогая мама, не плачь родная. Я погибну, но правда восторжествует. Всех нас не перебьют, нас миллионы. Все равно за пролитую кровь нашу отомстят мерзавцам. А от меня они ничего не добьются, предателем я никогда не стану. Прощай, мама. Твоя Аня. 4 января 1943 года».
Ничего не добившись, 5 января фашисты казнили Анну. После освобождения района партизанку похоронили в братской могиле станицы Владимирской.
На оккупированной врагом территории развернулась мощная сеть антифашистского подполья. Одним из зачинщиков молодежного движения в станице Лабинской был 15-летний Володя Кошелев, рядом с которым постоянно крутилась младшая сестренка Валя. Однажды на окраине станицы Валя Кошелева нашла раненного советского летчика — его самолет был сбит в воздушном бою.
Вместе с братом и его товарищами перетащили офицера в заброшенную огромную кирпичную трубу на маслозаводе и стали лечить его. Если бы оккупанты узнали об этом, ребят ждала бы неминуемая гибель. Дмитрий Шервашидзе выжил и возглавил лабинское молодежное подполье, в которое вошли юные мстители и больше 30-ти советских воинов, освобожденных лабинскими комсомольцами из немецкого плена.
После освобождения станицы Лабинской многие «юные мстители» ушли на фронт. Дмитрий Шервашидзе погиб под Одессой в апреле 1944 года. Но память об этом абхазском пареньке навсегда останется в сердцах благодарных лабинцев. В 1976 года имя Дмитрия Шервашидзе присвоено одной из городских улиц.
Войска 37-й армии походным маршем преследовали отступающего врага вплоть до Кубани. Гитлеровские войска в спешном порядке покидали территорию Лабинского района. Вслед за фашистами из станиц и хуторов бежали изменники Родины, полицаи, старосты, бургомистры.
25 января 2-я стрелковая дивизия, наступающая в составе 37-й армии Северо-Кавказского фронта, вошла в станицу Лабинскую и другие населенные пункты Лабинского района. Этот день и считается датой окончательного освобождения лабинской земли от немецко-фашистских захватчиков. 26 января, находившаяся в тылу группа красных партизан и коммунистов временно возглавила партийную и советскую власть. Основной партизанский отряд района прибыл 30 января 1943 года.
О событиях, связанных с возвращением партизан домой, рассказывала местная газета: «В последних числах января в Лабинскую торжественно вошел партизанский отряд. У здания НКВД состоялся митинг, открыл который командир отряда Николай Холхунов, но тут же был вынужден прервать свою речь — к нему со слезами подбежала дочь. Эта встреча еще больше разволновала собравшихся лабинцев. Многие из них тоже заплакали от пережитого, от горя и от радости освобождения. А когда секретарь райкома И. Якименко предложил почтить молчанием память погибших партизан, сдержанные рыдания охватили всю толпу…» (Социалистическая стройка, 28 января 1946 года).
Так завершилась трагическая и героическая боевая эпопея Лабинского района, оказавшегося на самой линии огня Великой Отечественной войны. Теперь же ему предстояли тяжелые, но радостные трудовые будни, связанные с возвращением к мирной жизни — восстановление разрушенного войной хозяйства и наращивание всесторонней помощи, все дальше победно наступающему на запад, советскому фронту.
В феврале 1942 года на Кубани — в станицах Лабинской, Курганной и Михайловской — началось формирование 203-й Запорожско-Хинганской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии. 30–31 мая частям дивизии в торжественной обстановке были вручены боевые Красные Знамена. В те же дни по приказу Ставки дивизия покидала Кубань. В станице Лабинской состоялся большой митинг. Тысячи жителей пришли проводить воинов.
Очевидцы рассказывали, что перед посадкой в эшелон каждый боец, сержант, офицер получил на счастье букетик весенних кубанских цветов. Жители станицы давали наказ: «Мужественно бейте проклятых немцев, не посрамите честь Родины! Вы теперь наши, лабинцы!».
… И нельзя не сказать о трагедии Михизеевой Поляны — маленького поселка лесорубов, затерявшегося в Махошевских лесах. Здесь каратели учинили зверскую расправу над его жителями. За предполагаемую связь местного населения с партизанами 13 ноября 1942 года поселок был полностью уничтожен.
Всех жителей — женщин, детей, стариков — согнали на площадь, сорвали с них одежду и открыли огонь из пулеметов и автоматов. Раненых пристреливали из пистолетов, докалывали штыками, жгли. Маленьких грудных детей, чтобы не тратить на них пули брали за ножки и били головками о деревья… Всего в тот трагический день в рабочем поселке было убито 207 человек: 20 мужчин, 72 женщины и 115 детей.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.