Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков

Событие завершилось
6+

Формирование качественного певческого звука, как правило, вырабатывается на упражнениях. Ровность голоса, ровность гласных, развитие диапазон — все это, прежде всего результат работы на специально подобранных системах упражнений.

Упражнения для распевания должны быть предельно просты в музыкальном отношении, они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов, не затрагивать крайние ноты диапазона. Должны петься в умеренном темпе. Вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло под аккомпанемент. На распевание в начале урока отводится 10-15 минут, причём лучше петь стоя.

Можно выделить основные функции распевания:

·        Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;

·        Развитие вокально-хоровых навыков, достижение качественного и красивого звучания в произведениях.

Подготовка к работе — создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

                    Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. Распевание педагог должен проводить в по трём направлениям: звуковедение, дикция, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке и с каждым занятием качество исполнения распевок будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом. Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это фрагменты изучаемого песенного материала (обычно берутся, трудные места). Каждый трудный, не удающийся вокально интервал или отрезок произведения нужно "вынуть" из музыки и спеть на удобные гласные legato,  транспонировать вниз, вверх (на 1/2 тона, на 1 тон). Петь этот фрагмент следует как вокальное упражнение.

                      В начале распевания следует давать привычные упражнения, хорошо «впетые». Умеренная сила голоса и работа на центральных звуках диапазона способствует стабильному правильному выполнению этих упражнений.

Во время  распевок не всегда следует доходить до кратких звуков диапазона (например: у сопрано до звуков ляb — сиb II октавы — профессиональной подготовленной работой; до фа — фа II октавы в школьном хоре).

А.В. Свешников работал a’cappella без поддержки рояля и начинал пение с гласной «а» на одном звуке, хотя и считал её самой трудной гласной в пении. Ведь если рассматривать певческую традицию гласная «а» наиболее звучащая гласная, потому как дети по своей певческой природе поют естественно и непринужденно. В их манере пения не утрачены качества, которые со временем модифицируется у взрослых.

Что бы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом.

Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном звуке непрерывном дыхании (цепном), мягкие губы, не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшем это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности (< >).

Это упражнение можно петь на слоги ма и да. Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги лю, ле, потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близко, упругие губы.

Если при очередном перенесении звука на соседний, — появляется большое напряжение, то это свидетельствует о нарушении координации в работе голосового аппарата. В этом случая следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение, снять форсировку и обратить внимание на певческую установку. Примарная зона — тон свободной речи.

Все гласные должны иметь одну вокальную форму. Согласные должны быть легкими и четкими в произношении и не прерывать поток гласных. Непрерывность и ровность красивого звучания голоса — основа художественной ценности пения. Достигается эта ровность, совершенствованием стабильности дыхания и атаки звука.

Следующие распевание поступенное — нисходящее, или восходящее движение, так как в зависимости от движения, звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до1 (ре)1 — ля1 (си)1 октавы по хроматизму 

Распевание с буквой «И» — полезны. Сама буква светлая очень, помогает уйти от глухого звучания.

Следующее упражнение — пропевание фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна