Выставка «Обозначая пустоту»
История современного искусства во всем мире уже длительное время находится в состоянии пересмотра. Такая трансформация дает преимущества для концептуального искусства вообще, и в особенности для того, которое создавалось в странах бывшего советского блока после 1945 года. Географические регионы, которые раньше были естественной частью Европы и важными центрами развития европейской культуры и модернизма, в это время оказались отрезанными от искусства остального континента.
Важнейшие мировые музеи, такие как MoMA (Музей современного искусства, Нью-Йорк, США) сейчас значительно расширяют свои коллекции, заполняя возникшие пробелы. Цель для них — не в завершении своих собраний, а скорее в признании нескольких параллельных путей развития искусства в послевоенную эпоху.
Выставка «Обозначая пустоту» представляет четырех художников, которые стали очевидной точкой отсчета для новой истории искусства. Андрей Монастырский, одна из ключевых фигур современного российского искусства, известен в первую очередь коллективными перформансами. Иржи Кованда из бывшей Чехословакии и Эндре Тот из Венгрии создали свой собственный язык интервенций в общественные места. Ева Партум из Польши в своей практике соединяла перформанс, концептуальное искусство и феминистские взгляды.
Четыре художника, разумеется, работали в разных странах, но между ними было много общего. Искусство в сфере влияния Советского Союза развивалось параллельно и одновременно отличалось от художественной системы, доминировавшей в Западной Европе и США. Возможности показа работ для концептуалистов были сильно ограничены. Они проводили выставки в своих квартирах или делали интервенции в публичном пространстве. В этих странах не было сколько-нибудь значимых частных галерей и еще меньше — признаков арт-рынка. Многие вынуждены были выбирать — стать официальным художником, который может принимать заказы, иметь студию, или вообще не быть признанным в качестве такового.
Задача выставки, впервые показанной в Художественной галерее Векшё (Швеция) летом 2016 года — обозначить важные направления развития в истории современного искусства, параллельные парадигме, существовавшей в Западной Европе после 1945 года.
Куратор: Мартин Шибли (Швеция).
25 ноября, 15:00 Лекция «Где начинается искусство? Концептуальный поиск философского камня» и аудиоперформанс участника группы «Коллективные действия» Сергея Ромашко. Вход свободный.