«Певец русской природы — К.Г Паустовский» культура школьника.
Приветствие.
Не секрет, что самый лучший способ поднять настроение — улыбнуться новому дню. Но есть еще один замечательный способ — попросить, чтобы этот день улыбнулся вам. Я хочу вам подарить строчку из стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Улыбнись мне, Апрель, золотые ресницы…» Это стихотворение я прочту вам немного позже. А сейчас я хочу прочитать вам другое стихотворение этого автора, а вы подумайте над вопросом, почему я начала с него наш урок.
(Звучит музыка, учитель читает стихотворение)
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
— Как вы думаете, ребята, какова основная мысль этого стихотворения? ( Чтобы понять истинную красоту природы, необходимо ее «увидеть душой»)
А как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком, с тем материалом, который вы готовили дома?
(Это стихотворение о природе. А мы сейчас изучаем очерки К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»).
-А чем созвучны стихотворение Рыленкова и очерки Паустовского?
(Один и другой описывают неприметную, на первый взгляд, землю, призывают всмотреться в нее. А еще говорят о любви к ней.)
Найдите созвучные строки.
У Рыленкова «Всю прелесть застенчивой русской природы»
У Паустовского — в нем заключена вся прелесть … русской природы»
2. Тема и цель урока.
-Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
(«Прелесть русской природы». К.Г. Паустовский « Мещерская сторона»)
-Какие цели поставим перед собой?
-А пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке? (Научимся более внимательно всматриваться в природу, любить ее)
Задание. Работа в паре.
Я предлагаю двум ученикам создать зарисовку любого эпизода из прочитанного очерка и защитить в конце урока свою работу.
Итак, ребята, оказывается для того, чтобы научиться видеть прекрасное, нам необходимо уметь всматриваться и вслушиваться. Не есть ли это главный закон исследователя? А нам для того, чтобы это доказать, необходимо научиться всматриваться и вслушиваться в текст. Нам необходимо выдвинуть гипотезу. Ваши предложения.
Основной принцип изображения у Паустовского — видеть прекрасное в обыкновенном.
3. Работа над произведением. Давайте обратимся к началу произведения.
-Видно ли отношение автора к Мещерскому краю уже в начале произведения? (Напечатано в рабочих листах)
«В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».
-А что помогло вам увидеть это отношение?
Обращают на себя внимание строки: «В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Он очень скромен».
Обратите внимание: предложения объединены по парам. С чего начинается второе и четвертое предложение?
В Мещёрском крае нет особенных красот и богатств… Но все же…
Он очень скромен…. Но в нем….
(С союза но). То есть они имеют одинаковое начало. Имеем дело с лексической анафорой.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.