5 ноября — 270 лет самобеглой коляске Шамшуренкова Л.И.

Событие завершилось
6+

5 ноября — исполняется 270 лет (1752) со дня внесения Правительствующим Сенатом Российского государства определения о принятии им самобеглой коляски, изготовленной крестьянином д. Большепольской Яранского уезда Леонтием Лукьяновичем Шамшуренковым. Проверявшая коляску специальная комиссия составила специальный акт, в котором отмечала, что «…что оная коляска сама шла не только по ровному месту, но и в гору…»

Леонтий Лукьянович Шамшуренков — русский изобретатель, конструктор и механик, благодаря которому началась эра машиностроения. Он является создателем сложных подъемных и крепежных машин, но самое главное его изобретение — «самобеглая коляска» — первый в России механический экипаж, положивший начало развитию сначала паро-, а затем и автомобилестроения не только в России, но и по всему миру.

В 1752 году Шамшуренков загорелся идеей создания «самобеглой коляски», в связи с чем ему пришлось переехать в Петербург, и уже через 5 месяцев им был создан четырехколесный экипаж, приводимый в движение мускульной силой двух человек. В основу действия его варианта механомобиля был положен принцип педального привода (подобное строение имеют двигательные механизмы велосипеда, мопеда, катамарана и т. д.).

Инженерная особенность конструкции Шамшуренкова заключалась в нетрадиционной попытке собрать единую систему взаимодействующих частей механизма для последовательно проводимых подъемно- транспортных операций. В дальнейшем отдельные части и узлы его конструкции нашли применение в различных областях. В частности, соединительные точки «самоходной коляски» используются и по сей день в конструкции лебедки. Идеи Шамшуренкова пригодилась ему и в области, весьма далекой от автомобилестроения: храповый механизм, разработанный им, применялся долгое время в механизмах, «которые таскают лес и суда из воды».

Педально-приводная система, использованная в механомобиле Шамшуренкова долгое время являлась идеалом инженерного искусства в России. Лишь 30 лет спустя она была улучшена в конструкциях самокатных машин, созданных И.П. Кулибиным, и в велосипеде разработки Е.М. Артамонова.

На создание прообраза современного автомобиля, еще неуклюжего и несовершенного, ушло довольно много материалов, выписываемых Шамшуренковым не только из России, но и из Европы. И несмотря на то что некоторые материалы являлись на тот момент редкостью, проблем с ними у изобретателя не было. Все металлические детали «самоходки» были выполнены из «железа сибирского мягкого», кузов — из дерева, рогожи и кожи, промазанной по швам салом и воском для защиты пассажиров от дождя и ветра.


Сведения предоставлены организацией МБУК «ЯКМ» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна