«История одного экспоната. Репродуктор»

Событие завершилось
6+

Электромагнитный абонентский громкоговоритель. Диффузор конической формы, бумажный, немного потрескавшийся по ободу. Внешний диаметр — 360 мм, глубина бумажного конуса — 80 мм. Заводские клеммы заменены гайками, шнур переделан. Воспроизводил только один канал проводного вещания. Громкоговорители этой модели могли подвешиваться на стену, либо стоять на столе, для чего в комплект входила круглая бакелитовая подставка. «Рекорд», в народе именуемый «тарелкой», стал символом советского радиовещания довоенных и военных времен. 

 

Именно по радио советские люди узнали и о начале войны. Правда, 25 июня 1941 года — через три дня после нападения Германии на СССР — согласно Постановлению СНК СССР все имевшиеся в частном пользовании вещательные радиоприемники граждане обязаны были сдать в ближайшие отделения связи. Постановление это касалось всех репродукторов, кроме «тарелок». Поэтому в 41-ом году именно они висели на стенах квартир, домов, изб, на уличных столбах.  

Под этими «тарелками» собирались люди в тылу, чтобы услышать объявления дикторов о ходе боев — на сколько километров немцы продвинулись на Юго-Западном фронте, какие потери понесла Красная Армия и ее противник. Репродуктор поддерживал дух людей, ожидавших возвращения с войны своих родных, вселял в их сердца надежду на победу над врагом. И именно он принес в дом радостную весть об окончании войны, из таких радиотарелок по всей стране раздавался голос ликующего Левитана, рассказавшего всему миру о капитуляции Германии. Кстати, помимо агитационной, развлекательной и информативной, «черные тарелки» выполняли еще одну важную функцию — оборонительную. Например, во время блокады ленинградская радиотрансляционная сеть включала около 1,5 тысяч уличных громкоговорителей. Их роль в жизни осажденного города переоценить невозможно — ведь радиосеть оповещала население о грядущих артобстрелах, готовящихся воздушных налетах. Известно, что сигналы воздушной тревоги и предупреждения об артобстрелах в одном только Ленинграде звучали 3740 раз. Сигналы метронома, передаваемые по радиосети, стали звуковым символом жизни блокадного города. 

Репродуктор с помощью абонентской розетки подключался к радиоточке — части линейных сооружений сети проводного вещания. Радиоточки в 30-е годы были простейшими и могли обеспечивать воспроизведение единственной программы, которая передавалась непосредственно на звуковой частоте (только после войны получили распространение трехпрограммные приемники).

Сведения предоставлены организацией МБУ « Камско-Устьинский районный краеведческий музей» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна