«История одного экспоната. Репродуктор»
Электромагнитный абонентский громкоговоритель. Диффузор конической формы, бумажный, немного потрескавшийся по ободу. Внешний диаметр — 360 мм, глубина бумажного конуса — 80 мм. Заводские клеммы заменены гайками, шнур переделан. Воспроизводил только один канал проводного вещания. Громкоговорители этой модели могли подвешиваться на стену, либо стоять на столе, для чего в комплект входила круглая бакелитовая подставка. «Рекорд», в народе именуемый «тарелкой», стал символом советского радиовещания довоенных и военных времен.
Именно по радио советские люди узнали и о начале войны. Правда, 25 июня 1941 года — через три дня после нападения Германии на СССР — согласно Постановлению СНК СССР все имевшиеся в частном пользовании вещательные радиоприемники граждане обязаны были сдать в ближайшие отделения связи. Постановление это касалось всех репродукторов, кроме «тарелок». Поэтому в 41-ом году именно они висели на стенах квартир, домов, изб, на уличных столбах.
Под этими «тарелками» собирались люди в тылу, чтобы услышать объявления дикторов о ходе боев — на сколько километров немцы продвинулись на Юго-Западном фронте, какие потери понесла Красная Армия и ее противник. Репродуктор поддерживал дух людей, ожидавших возвращения с войны своих родных, вселял в их сердца надежду на победу над врагом. И именно он принес в дом радостную весть об окончании войны, из таких радиотарелок по всей стране раздавался голос ликующего Левитана, рассказавшего всему миру о капитуляции Германии. Кстати, помимо агитационной, развлекательной и информативной, «черные тарелки» выполняли еще одну важную функцию — оборонительную. Например, во время блокады ленинградская радиотрансляционная сеть включала около 1,5 тысяч уличных громкоговорителей. Их роль в жизни осажденного города переоценить невозможно — ведь радиосеть оповещала население о грядущих артобстрелах, готовящихся воздушных налетах. Известно, что сигналы воздушной тревоги и предупреждения об артобстрелах в одном только Ленинграде звучали 3740 раз. Сигналы метронома, передаваемые по радиосети, стали звуковым символом жизни блокадного города.
Репродуктор с помощью абонентской розетки подключался к радиоточке — части линейных сооружений сети проводного вещания. Радиоточки в 30-е годы были простейшими и могли обеспечивать воспроизведение единственной программы, которая передавалась непосредственно на звуковой частоте (только после войны получили распространение трехпрограммные приемники).
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.