Концерт Nun komm, der Heiden Heiland
«Приди, язычников Спаситель» — с этой строчки начинается хорал, открывающий Адвент, а вместе с ним и сам церковный год. История его восходит к средневековому католическому гимну Veni redemptor genitum: стараниями Мартина Лютера и его соратников его текст был переведен на немецкий язык, а музыка, изначально представлявшая собой грегорианское одноголосие, теперь стала предполагать ту или иную гармонизацию, открывающую органистам безграничный простор для хоральных обработок. Балансируя между «догматичностью» мелодии и сложной разработкой, органисты создавали произведения, поистине поражающие воображение неистощимой изобретательностью. Nun komm Николауса Брунса — один из ярких примеров такого письма.
Со временем архаичный модальный склад хорала трансформировался в обострение тональных тяготений — три хоральные обработки И.С. Баха открывают новый, значительно более драматичный облик знакомой темы. Трагический пафос этих обработок рифмуется с аффектом фантазии и фуги соль минор BWV 542 — сочинения, в котором в полный рост раскрывается такое свойство церковной музыки, как риторичность.
Это же свойство насквозь пронизывает все свободные сочинения северогерманской школы, которые прозвучат в концерте — от Векмана и Букстехуде до Георга Вильгельма Саксера, чья жизнь в значительной степени пришлась на XVIII век. Смелость идей и свобода форм, опирающаяся на исключительное богатство возможностей северогерманского органа, позволяла им создавать за органом целые миры, бесконечно разнообразные в своих проявлениях.
Исполнитель: Анна Калинкина (орган)
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.