Лекция «Жанр струнного квартета в творчестве Бетховена»
Подобно фортепианной сонате, струнный квартет сопутствовал Бетховену в течение всей творческой деятельности. В этой сфере, которая все более притягивала к себе композитора, с особой силой проявились и его способность к философскому осмыслению жизни, и склонность к композиционно-техническим новациям. С самого начала он воспринимал квартет как жанр, предрасполагающий и обязывающий к эксперименту, и, говоря словами Р. Роллана, «знал, что квартет — дело серьезное».
Первое обращение Бетховена к квартетной музыке относится к раннему венскому периоду: эскизы шести квартетов op.18 датированы 1798 годом. Последний квартет op.135 появился в 1826 году. Разделенные бόльшими промежутками времени, чем сонаты и симфонии, квартеты особенно ярко отразили поворотные этапы в эволюции бетховенского стиля.
В квартетах op.18 (закончены в 1800 году) налицо те или иные элементы музыкальной традиции. Осваивая новый жанр, композитор проявлял известную осторожность, довольствуясь пока рамками прежних образов и форм. Тем не менее, недооценивать их не стоит, музыка этих сочинений содержит немало индивидуальных, бетховенских черт. Уже в финале первого квартета (Фа мажор) разработка столь велика и интенсивна, что не уступает иной симфонии. Особенно выделяется в этом сочинении ре минорное Adagio affettuoso второй части, отразившее впечатления от шекспировской сцены в склепе из «Ромео и Джульетты».
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.