Развитие транспорта в Яранском уезде и районе. Гужевой транспорт.
Кроме водного (речного) транспорта в Вятской губернии, а так же в Яранском уезде до революции 1917 года был развит гужевой транспорт, производимый живой тягой — лошадьми, волами и другими животными. До революции 1917 года в Яранском уезде насчитывалось 59940 лошадей. В Яранске было более 160 лошадей. Это был транспорт уезда. Купечество имело прекрасные выезды. Для перевозки пассажиров предоставлялись лошади ямских станций. В 1874 году в Яранском уезде насчитывалось 42 ямские станции. По 5 — 6 лошадей имели станционные смотрители. На Дубниковской станции Кузьма Назаров имел 5 лошадей, на Малощегловской Петр Щеглов — 6 лошадей. Самой крупной ямской станцией считалась Яранская.
Через Яранск проходил тракт (Великая государева дорога) связывающий его с Россией, вел активную общественную и особенно торговую жизнь.
Тракты:
1. Ветлужский (губернского значения) проходил через Дубники, Кикнур.
2. Царевококшайский (уездного значения) через М — Щеглы, Оршанку.
3. Котельнический (губернского значения) через Тужу (Ошлинские).
4. Старо — Вятский (уездного значения) через Безводное, Яснур.
5. Нолинский (уездного значения) через Кукарку.
На лошадях перевозили сельскохозяйственное сырье: лен, зерно, шерсть в Вятку, Казань, Нижний Новгород и другие города. Многие крестьяне из ближайших к городу деревень, имея 2 — 3 лошади, зимой по найму перевозили эти грузы, а на обратном пути доставляли промышленные товары. Трудными и утомительными были эти поездки. А.И. Герцен в книге «Былое и думы» проезжая через наши места писал: «От Яранска дорога шла бесконечными лесами. Ночи были лунные и очень морозные. Небольшие лошади несли по узенькой дороге. Лошадей меняли в маленьких расчищенных местах».
Трактовые дороги строились и ремонтировались крестьянами. В порядке дорожной повинности крестьян сгоняли за десятки километров от своего места жительства для устройства дорог. С момента проведения земельной реформы расходы по содержанию дорожных техников, перевозов, ремонта дорожного полотна проводились за счет земства.
Расходы на содержание дорог.
1868 г. |
1878 г. |
1888 г. |
1898 г. |
1908 г. |
1914 г. |
1 200,00 руб. |
14 432,00 руб. |
8 531,00 руб. |
12 382,00 руб. |
11 424,00 руб. |
12 892,00 руб. |
Следует отметить, что с образованием земства дороги стали более проезжие, в низких местах строились дамбы, мосты стали более прочными. Для обслуживания пассажирского движения в г. Яранске существовала частная почтовая станция Лебедевой. Купчиха Лебедева с сыновьями содержала 28 лошадей. Эта станция располагалась на ул. Никольской (Ленина) в д. 47. Станция Лебедевой обслуживала почту и земство. Упряжь должна быть ременной и крепкой экипажи летние и зимние длиной не менее 2,5 аршин, крепкие, не тесные, с кибитками, покрытыми кожами или крепкими циновками, или же холстом, окрашенным краской. Для отвоза рассыльных, зимой обыкновенные сани — кошовки, обтянутые рогожей, а летом тарантасы без кибиток. При каждой паре лошадей должно быть по одному проводнику (ямщику), возраст от 18 до 60 лет. Каждый содержатель станции и ямщики обязываются охранять багаж проезжающего и все что при нем находится. После революции 1917 года станция ликвидировалась и организация транспорта перешла уездному транспортному отделу (Утрамот). В конторе этого отделения для нужд Уисполкома дежурили подводы, выделяемые сельсоветами по особой разнарядке. В 1926 году «Утрамот» ликвидировали и перевозка грузов производилась городской грузовой станцией, в распоряжении которой находилось 1500 подвод, работающих по договорам. В 1930 году эта станция реорганизуется в «Союзтранс» Горьковской железной дороги.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.