Развитие транспорта в Яранском уезде и районе. Гужевой транспорт.

Событие завершилось
6+

Кроме водного (речного) транспорта в Вятской губернии, а так же в Яранском уезде до революции 1917 года был развит гужевой транспорт, производимый живой тягой — лошадьми, волами и другими животными. До революции 1917 года в Яранском уезде насчитывалось 59940 лошадей. В Яранске было более 160 лошадей. Это был транспорт уезда. Купечество имело прекрасные выезды. Для перевозки пассажиров предоставлялись лошади ямских станций. В 1874 году в Яранском уезде насчитывалось 42 ямские станции. По 5 — 6 лошадей имели станционные смотрители. На Дубниковской станции Кузьма Назаров имел 5 лошадей, на Малощегловской Петр Щеглов — 6 лошадей. Самой крупной ямской станцией считалась Яранская.

Через Яранск проходил тракт (Великая государева дорога) связывающий его с Россией, вел активную общественную и особенно торговую жизнь.

 

Тракты:

1.                Ветлужский (губернского значения) проходил через Дубники, Кикнур.

2.                Царевококшайский (уездного значения) через М — Щеглы, Оршанку.

3.                Котельнический (губернского значения) через Тужу (Ошлинские).

4.                Старо — Вятский (уездного значения) через Безводное, Яснур.

5.                Нолинский (уездного значения) через Кукарку.

На лошадях перевозили сельскохозяйственное сырье: лен, зерно, шерсть в Вятку, Казань, Нижний Новгород и другие города. Многие крестьяне из ближайших к городу деревень, имея 2 — 3 лошади, зимой по найму перевозили эти грузы, а на обратном пути доставляли промышленные товары. Трудными и утомительными были эти поездки. А.И. Герцен в книге «Былое и думы» проезжая через наши места писал: «От Яранска дорога шла бесконечными лесами. Ночи были лунные и очень морозные. Небольшие лошади несли по узенькой дороге. Лошадей меняли в маленьких расчищенных местах».

Трактовые дороги строились и ремонтировались крестьянами. В порядке дорожной повинности крестьян сгоняли за десятки километров от своего места жительства для устройства дорог. С момента проведения земельной реформы расходы по содержанию дорожных техников, перевозов, ремонта дорожного полотна проводились за счет земства.

Расходы на содержание дорог.

1868 г.

1878 г.

1888 г.

1898 г.

1908 г.

1914 г.

1 200,00 руб.

14 432,00 руб.

8 531,00 руб.

12 382,00 руб.

11 424,00 руб.

12 892,00 руб.

 

 Следует отметить, что с образованием земства дороги стали более проезжие, в низких местах строились дамбы, мосты стали более прочными. Для обслуживания пассажирского движения в г. Яранске существовала частная почтовая станция Лебедевой. Купчиха Лебедева с сыновьями содержала 28 лошадей. Эта станция располагалась на ул. Никольской (Ленина) в д. 47. Станция Лебедевой обслуживала почту и земство. Упряжь должна быть ременной и крепкой экипажи летние и зимние длиной не менее 2,5 аршин, крепкие, не тесные, с кибитками, покрытыми кожами или крепкими циновками, или же холстом, окрашенным краской. Для отвоза рассыльных, зимой обыкновенные сани — кошовки, обтянутые рогожей, а летом тарантасы без кибиток. При каждой паре лошадей должно быть по одному проводнику (ямщику), возраст от 18 до 60 лет. Каждый содержатель станции и ямщики обязываются охранять багаж проезжающего и все что при нем находится. После революции 1917 года станция ликвидировалась и организация транспорта перешла уездному транспортному отделу (Утрамот). В конторе этого отделения для нужд Уисполкома дежурили подводы, выделяемые сельсоветами по особой разнарядке. В 1926 году «Утрамот» ликвидировали и перевозка грузов производилась городской грузовой станцией, в распоряжении которой находилось 1500 подвод, работающих по договорам. В 1930 году эта станция реорганизуется в «Союзтранс» Горьковской железной дороги.

 

Сведения предоставлены организацией МБУК «ЯКМ» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна