Народные промыслы. Скань
30 декабря 2021 г. Владимир Путин подписал Указ
«О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России». Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ".
В связи с этим Яранский Городской Дом культуры начинает ряд публикаций об особенностях быта людей разных национальностей "Мы — это Россия"
Во времена, когда не было масштабного ювелирного производства, когда украшения считались роскошью, на Руси зародилась скань. Уникальная техника художественной обработки металлов передавалась из поколения в поколение, сохраняя старинные секреты плетения драгоценного кружева.
Скань и филигрань
Зачастую у людей, далёких от ювелирного производства, возникает вопрос: чем же отличается скань от филиграни?
Термин «филигрань» имеет латинские корни и происходит от двух слов filum — нить и granum — зерно. В нашей стране этот декоративный способ обработки металла приобрёл не только неповторимый русский колорит, но и другое название — скань (от древнерусского «съкати» — свивать, скручивать). В ювелирном деле оба понятия означают особую технику изготовления изделий путём спаивания тонкой проволоки из драгоценных металлов в узор. Часто сканные украшения дополняются эмалью, камнями и зернью — мелкими золотыми или серебряными шариками.
Из истории скани
На Руси техника скани имеет многовековую историю. Ещё в IX-X столетиях для декорирования украшений стали использовать зернь. Позднее, в XII-XVI веках, помимо напайной скани стала применяться и ажурная филигрань, которая дополнялась камнями, эмалью и даже деревом. Наиболее древние филигранные творения этого периода — «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы» — ныне хранятся в Оружейной палате.
Расцвет русской скани приходится на XVIII-XIX века, когда она приобретает статус ювелирного искусства. В это время в технике филиграни создают не только небольшие предметы (вазы, шкатулки, портсигары), но и объёмные декоративные панно. Производство сканных изделий приобретает промышленные масштабы: на ювелирных фабриках изготавливается посуда, церковная утварь и различные аксессуары. И всё же каждое такое украшение создавалось вручную.
В XX веке стиль модерн предъявляет новые требования к ювелирной моде. Разрабатываются другие способы декорирования украшений, механизируются некоторые процессы изготовления изделий. Однако при всём многообразии технологий ювелирного производства, способы изготовления сканных изделий остаются традиционными.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.