Выставка «Наш кудесник, живописец и поэт»
Фигура Александра Осиповича Орловского, непревзойденного польского рисовальщика, навсегда обосновавшегося «на брегах Невы» в начале XIX столетия, — легендарна в пантеоне отечественной культуры. Наряду с великими достижениями первого поэта России Александра Сергеевича Пушкина, его творчество во многом определило визуально-эмоциональное представление о далекой эпохе.
Для Государственного музея А.С. Пушкина — творческое наследие художника имеет не только утилитарно-иллюстративное, но и вполне осознаваемое метафизическое значение. Ведь помимо прямого соприкосновения с жизнью поэта, он был страстным коллекционером, находившим в артефактах прошлого твердую основу для саморазвития.
Выставка графики А.О. Орловского (оригинальной и тиражной) — дань искреннего уважения замечательному польско-российскому художнику, внесшему существенный вклад в многонациональную культуру страны.
Выставка приурочена к 240-летию со дня его рождения. Не претендующая на всеобъемлемость, но эстетически выдержанная и содержательно логичная, она, тем не менее, продолжает устойчивую традицию в преддверии будущего крупного юбилея.
Экспозиция выстроена по жанрово-тематическому принципу. Она располагается в трехчастной анфиладе и насчитывает около 100 произведений художника. Ряд из них выполнен непосредственно самим А.О. Орловским в различных графических техниках или в любимой им литографии, практическим основоположником которой он считается. При этом выдается редкий шанс — увидеть на одной стене подлинную графику рисовальщика и ее литографическую трансформацию.
Есть на выставке и работы означенных или анонимных авторов по рисункам Орловского или же печатным образцам (гравюры и те же литографии). Поддержать целостное и позитивное впечатление помогут музейно-предметные инсталляции в центре плоскостной развески.
Первый зал — «Военно-исторический» посвящен одной из ведущих творческих тем А.О. Орловского — в сюжетах сражений, в безымянных фигурах рядовых или в конкретных образах полководцев, участников русско-французской войны 1812 г.
Второй зал – «Народно-бытовой» выделен под труды Орловского-жанриста, главным образом, в области литографии. Здесь многофигурные композиции раскрывают будничный ритм Петербурга, приметы повседневной жизни его трудовых низов — ямщиков, торговцев, ремесленников; взрослых и детей.
Третий зал – «Портретный; карикатурно-ироничный» отведен жанру портрета, а также меткой карикатуре и незлобивому шаржу, обожаемым А.О. Орловским. Несчетное количество веселых, насмешливых и виртуозно исполненных картинок принесли ему в свое время невероятную популярность.
В ближайшее время ожидается издание одноименного с выставкой альбома.