Выставка «Империя Фаберже»
Год 2017 ознаменован двойным юбилеем — 175-летием основания фирмы «Фаберже» и 130-летием появления ее Московского отделения, внесшего значительный вклад в историю исчезнувшей империи Фаберже.
Созданная в 1842 году Густавом Фаберже мастерская, благодаря таланту сына — Карла Фаберже (1846–1920) — к концу XIX столетия стала империей, получившей известность не только в России, но и за рубежом. Московское отделение было открыто в 1887 году, вскоре выпускаемый товар завоевал сердца жителей Первопрестольной. Успех предприятия в целом объясняется проводимой политикой, требующей учитывать потребности как высших классов общества, так и интересы среднего сословия.
Экспозиция посвящена малоизвестной стороне деятельности фирмы «Фаберже». На выставке представлены 50 дизайнерских разработок для крупных изделий из серебра: сервизов, подарочных ковшей, братин и чаш, туалетных приборов и письменных настольных принадлежностей, — все из частного собрания.
Знакомство с рисунками, снабженными комментариями, — это вовлечение зрителей в творческий процесс художников. Разработанные проекты воплощались в Санкт-Петербурге, но большая часть из представленных в выставочном пространстве эскизов изготовлена в московском филиале фирмы.
В преобладании неорусского стиля состояло главное отличие московских изделий от петербургских. Мастера не просто копировали образцы древнерусского искусства, а стремились передать свое впечатление от былинного прошлого в единично создаваемом экземпляре. Сюжетами служили сказки, былины и исторические события.
Дизайнеры (как они сами себя называли «художники-композиторы»), следуя принципу соединить несоединимое, возродили утраченные техники «кватра колор», или «четыре цвета золота», и эмалирования серебра.
Коллекция графики позволяет убедиться в неповторимости моделей, широте ассортимента, многообразии форм, приемов и орнаментики вышедших под клеймом «К. Фаберже» творений.