РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИКОНОПИСНЫХ ОБРАЗОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ РОССИИ

Событие завершилось

автор ИВАНОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА

преподаватель МБУДО «Детская школа искусств г. Покров»

 

«РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИКОНОПИСНЫХ ОБРАЗОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ РОССИИ»

Вот уже второе тысячелетия понятия «ПРАВОСЛАВИЕ» И «РОСССИЯ» НЕРАЗДЕЛИМЫ.

Обращаясь к истории наших предков, начинаешь понимать всю мощь и силу веры, великую роль православия в формировании великого русского государства.

Так что же такое — вера православная?  В чем она выражается? Какие символы и образы являются основными и самыми почитаемыми на Руси?

Прежде чем ответить на эти вопросы, стоит обратиться к глубокой истории формирования христианской культуры. Главной задачей являлось создание понятийной базы, которая бы смогла дать ответы на вопросы, возникающие в процессе человеческой жизни, помогала в формировании моральных норм и правил существования человеческого общества.

«Первым было слово… и слово это было — БОГ!» — эта фраза во многом помогала людям определить первостепенную, основополагающую роль высших сил в жизни каждого человека. В Евангелиях, в описании жития многих святых, люди пытались найти интересующие их ответы. Но особенность человеческого восприятия подразумевает подкрепление словесного описания соответствующим видимым образом. Таким образом становится икона.

Икона  — образ, лик неведомых, живших ранее героев, принесших в жертву свою жизнь ради великой цели. Икона помогает закончить процесс формирования сознания человека.  Икона- образ Бога или Святого на земле, который является проводником между миром земным и духовным

 Кто придумал первую икону? Как появились первые образы? На эти вопросы нет ответа…

Нерукотворная икона — пришедшая на помощь людям в самые трудные и сложные времена, как послание высших, могучих сил и, конечно, как доказательство существования высшего разума, как подтверждение продолжения жизни после окончания земного пути.

Вечный страх смерти, страх неизвестности, темноты -  именно это стало основой формирования новой веры, которая давала надежду на легкую «жизнь» после смерти, но для этого надо выполнять заветы, наказы великих предков, нарушение, которых, влечет за собой кару, вечные мучения, наказание в виде ада за неправедную жизнь.  Первым таким своеобразным сводом законов становятся заповеди, предписания, которые, согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта.

Нерукотворной иконой, таким своеобразным доказательством чуда считается Туринская плащаница. Именно в нее, как считают христиане, было завернуто тело Христа, после снятия с креста.

Первой иконой, которая была дана людям самим Господом, является Нерукотворный Образ Спаса Иисуса Христа, проявившийся, согласно преданию, на тканевом холсте после того как Спаситель, умывшись, отер им Свое лицо

Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука.

Византийские иконы считаются первыми сохранившимися образами, на которых пытались передать лики святых. Дошедшие до нашего времени иконы датируются 6 веком. Конечно, были и более ранние, но большое количество писаний и икон погибло во времена гонений христиан, так как новая христианская религия считалась идолопоклонством. Византийская иконопись оказала большое влияние на все сраны, где распространилось христианство.

Первые образы в России появились сразу после Крещения Руси, написанные по заказу византийскими мастерами. Византийское влияние на русское иконописное искусство было достаточно сильным.

Но со временем начинается формирование русской школы иконописи в Киево-Печерской Лавре. Через некоторое время образовались крупные иконописные школы в Новгороде, Пскове, Москве, каждая отличалась характерной особенностью письма. С 16 века русский стиль написания достаточно сформировался и стал самостоятельным, независимым от Византии.

            Издревле особым почитанием на Руси пользовались Образы Богородицы. Заступница и охранительница и слабого горожанина, и целых городов. Иконы Богородицы наделены особой силой. Силой матери-заступницы. Многие списки со временем проявляли себя, как исцеляющие,  чудотворные и защищающие.

Икона Владимирской Божьей Матери

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский перевез икону на север, во Владимир, и поместил в Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

По праву, Икона Богородицы, помогавшая в ратных делах великим русским полководцам, была любимой и почитаемой. Список великих деяний этого образа поистине впечатляет: помощь в победе князя Андрея Боголюбского в 1164 г над волжскими булгарами, защита Москвы от нашествия и разорения хана Тамерлана. Народное моление, обращенное к образу великой защитницы, помогло избежать беды. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году, когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла у реки Угра. Войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня), вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Икона Казанской Божьей Матери

Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, был расценен, как гнев «русского Бога».

Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской. Маленькой девочке, троекратно во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав место, где надо было копать. Найденная икона отличалась ясностью лика и необыкновенной красотой. Позже, по велению царя было дано распоряжение — строить женский монастырь на месте обретения иконы.

Особо почитались Списки с чудотворного образа: Московский и Санкт-Петербургский.

В 1611 г. один из них был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

Об этом событии в истории нашей страны необходимо помнить. Сегодня он именуется -  День независимости и отмечается по новому стилю 4 ноября. Что это за праздник? От кого мы стали независимы и при чем здесь Образ Казанской Богоматери?

В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. В это время на власть в стране активно претендовали польские аристократы по причине безвластия, порожденного гражданской войной. Города и влиятельные боярские кланы сражались друг с другом. Страну заполонили банды казаков и просто бродячих искателей легкой наживы. К осени 1612 года ситуация была достаточно сложная.

С одной стороны, сами поляки, которые укрылись в Кремле, находились в замкнутом круге — в их стане свирепствовали голод, болезни и разногласия, а посылаемые на помощь с внешней стороны обозы перехватывались русским ополчением. С другой стороны, и в стане русского ополчения были свои недовольные настроения. Становилось очевидным, что ждать более нельзя. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.

На следующее утро, 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а еще спустя два дня освободили весь Кремль.

25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери — главной Заступницы Русской земли.

Как сообщает Никоновская летопись, после освобождения Москвы от польских захватчиков князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ Богородицы в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Этот собор также был построен в честь освобождения Москвы от поляков.

С 1649 года этот день — 22 октября (4 ноября) стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.

 

Сведения предоставлены организацией МБУДО ДШИ г. Покров и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна