Балет «Ромео и Джульетта — ХХ века»
Так начинается трагедия Шекспира о Ромео и Джульетте. Не известно, что стало причиной вражды Монтекки и Капулетти, великий бард ничего не поведал об обстоятельствах их ссоры. Но балетмейстер Николай Маркелов увидел разгадку в знаменитом монологе Меркуцио. По дороге на бал к Капулетти — тот самый, на котором впервые встретятся Ромео и Джульетта — Меркуцио рассказывает своим друзьям о королеве Маб, волшебнице, управляющей снами и тайными желаниями. Любые чувства человека, любые, даже самые благородные, порывы его души не могут противостоять болезненному гению королевы Маб. Все события и поступки, определяющие судьбу — всего лишь очередные ходы в ее шахматной партии. Ромео и Джульетта назначены друг другу самим небом. И этого не может отменить даже королева Маб. Но зато в ее власти так сплести цепь обстоятельств, что она неизбежно приведет влюбленных к трагическому завершению партии. Поединок — убийство — разлука — сон — смерть…
Любовь заранее обречена на поражение в этом жестоком мире. Проходят столетия, рушатся империи, на их руинах возникают новые. Но неизменна власть королевы Маб, все сильнее ожесточающая сердца. В ХХ веке люди сбились в хищные кланы, и весь мир превратился в поле боя… В финале трагедии Шекспира смерть Ромео и Джульетты прекратила бессмысленную вражду их семей. ХХ век любит большие числа, и гибель двоих никто даже не заметил. Неужели не во власти любви «унять кровопролитье»? Балет Николая Маркелова «Ромео и Джульетта — ХХ век» — это звенящая высоким трагизмом история любви и философские размышления о судьбе, роке, времени. Неожиданное, дерзко-смелое хореографическое прочтение музыки Чайковского попадает в резонанс с чувствами и мыслями не человека «вообще», а молодого человека ХХI века.