Выставка «Слушая тишину…»

Событие завершилось

Пространство картин Ильи Пьянкова всегда антропоморфно, даже если человека в нем непосредственно нет. Разве что появится силуэт на фоне освещенного окна; или тень, отбрасываемая стоящей в окне фигурой ляжет на противоположную глухую стену. Но фактуры и текстуры окружающего мира, тонко подмеченные художником в ночной или предрассветной дымке, хранят следы организующего воздействия человека. Освещенное окно, в темноте горящее на фасаде здания, зажженный ночной фонарь, огни над водой, — все они своим теплым неровным свечением озаряют картины и заставляют вспомнить: «если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно…». Человек освещает мир вокруг себя, он есть свет, или причастен к свету. И в этом смысле живопись Ильи Пьянкова может быть названа светописью. 

Местом, в котором произошло непосредственное сближение творческого пути Ильи Пьянкова и Елены Прудниковой, стала мастерская станковой живописи Института им. Репина под руководством С.Д. Кичко и В.В. Загонека, обладающая своей уникальной стилистикой и, что более значимо, прививающая своим выпускникам уверенность в значимости деятельности художника для нашего времени.

По-своему предначертанным оказался творческий путь Елены Прудниковой, что связано с определяющей ролью отца — читинского художника Сергея Ермолаевича Прудникова, — с его ярким и своеобразным творчеством и трагичной верой в осмысленность и оправданность жизни ради искусства. Образы людей искусства, целостный и самодостаточный мир художественной мастерской, — сквозные темы С.Е. Прудникова были по-своему приняты и продолжены его дочерью Еленой. Портреты отца, к которым она периодически возвращается и в живописи, и в графических техниках, являются не только данью памяти, но и продолжающимся диалогом, попыткой понять и осознать импульсы его жизни и творчества. Этот диалог формирует устойчивую основу ее искусства.

Особое качество творчества художницы — пластичность, развитая интуиция, способность выходить за границы себя, своего видения, чтобы разглядеть другого; интерес к своим моделям, к изображаемым обстоятельствам, но при этом ясные внутренние критерии, потребность возвращаться к собственным базовым ценностям. В этом контексте характерна одна из последних ее работ — картина-автопортрет «Новая или Белый квадрат»: Елена спиной к зрителю, перед пустым холстом, за которым в геометрических структурах стеллажей и колористической перекличке предметов из мастерской размещен автопортрет в венке из полевых цветов. Здесь темой картины становится круговорот жизни и творчества, его цикличность и принципиальная незавершенность, каждый раз предполагающая возможность нового начала.

Представление работ Ильи Пьянкова и Елены Прудниковой в выставочном центре «Эрмитаж — Выборг» — важное событие в творческой биографии художников, побуждающее их двигаться дальше. Двигаться, сохраняя способность слушать и слышать тишину, сохраняя чуткость и отзывчивость своего искусства. Экспонирование работ художников в лаконичном и выразительном здании Уно Вернера Улберга формирует новый вектор их творчества.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна