Музейная программа «Под сенью «Винограда российского»
В 2016–2017 году в Музее уже в четвертый раз пройдет программа, посвященная истории и культуре русского старообрядчества.
Первый сезон (2013–2014 гг.) назывался «Старообрядческая иконопись. Художественные особенности и центры иконописания». Научные сотрудники музея и приглашенные специалисты как бы создавали карту старообрядческой России, рассказывая на лекциях о самых знаменитых старообрядческих центрах.
Второй сезон (2014–2015 гг.) был посвящен одному старообрядческому центру — Москве. Москве в истории старообрядчества отведена особая роль. Именно она в середине XVII века стала эпицентром церковной реформы. Постепенно в Москве возникли старообрядческие центры общероссийского масштаба всех наиболее крупных согласий.
Третий сезон (2015–2016 гг.) был озаглавлен «Путь шедевра. Что рассказывают памятники искусства о старообрядчестве». Гости лектория увидели, как история одного памятника искусства может вобрать в себя историю целой старообрядческой общины или даже целого региона.
В наступившем лекционном году программа получит единое постоянное название: «Под сенью «Винограда российского», — и будет посвящена памяти протопопа Аввакума Петрова. Но, как и прежде, каждый лекционный сезон будет посвящаться одной общей теме.
«Виноград российский или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие», — написал один из духовных отцов и настоятелей Выговской старообрядческой обители Симеон Денисов (1682–1742).
В книге описываются жития пострадавших за старую веру в первые полвека после церковного раскола. Закономерно, что одна из первых глав «Винограда российского» посвящена протопопу Аввакуму.
Имя протопопа Аввакума Петрова известно каждому образованному человеку. Для одних он — бунтарь и раскольник, для других — священномученик. Но для всех очевидно, что протопоп Аввакум — ярчайшая историческая личность и замечательный писатель русского средневековья. Фрагменты из его «Жития» проходят в школе, а интеллектуалы разобрали этот текст на цитаты.
Имя протопопа Аввакума непосредственно связано со Спасо-Андрониковым монастырем. Именно здесь в 1653 году прошло первое, длиною около месяца, тюремное заключение Аввакума за неповиновение церковной реформе.
Именно ему, непокорному протопопу, по умолчанию с самого начала посвящалась музейная программа. В 2013 году, открывая первый сезон, куратор проекта Т.В. Игнатова в докладе «Спасо-Андроников монастырь в ряду памятных мест старообрядчества» попыталась подробно восстановить обстоятельства заключения Аввакума в Андрониковом на основании сочинений протопопа. В 2014 году символом программы стал образ протопопа Аввакума, выполненный Алимпием (Вербицким) — епископом Российской древлеправославной церкви Христовой Белокриницкой иерархии.
В 2015 году имя протопопа неоднократно звучало на занятиях музейной программы, в частности на вводной лекции Т.В. Игнатовой «Раньше и теперь: отличительные признаки старообрядческой иконописи» и на совместном занятии Т.В. Игнатовой и Г.С. Чистякова «Исправленному верить?».
Имена других исторических персонажей, «пострадавших в России за древлецерковное благочестие», чьи судьбы описаны в «Винограде российском», также звучали на лекциях. Например, невозможно рассказать о старообрядческой иконописи Романова-Борисоглебска, не упомянув Лазаря романовского.
Предстоящий, четвертый, сезон музейной программы «Под сенью «Винограда российского» будет посвящен старообрядческому Подмосковью. Программа будет включать три тематических блока: Боровск, Гуслицы и Серпухов.
С программой занятий на 2016–2017 год «Старообрядческое Подмосковье» вы можете ознакомиться на сайте музея.
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.