Спектакль «Каменный гость»
Большой театр обращался к «Каменному гостю» Даргомыжского дважды. Премьера в Большом состоялась 19 декабря 1906 г. Над спектаклем работали: дирижер Вячеслав Сук, режиссер Иосиф Лапицкий и художник Константин Коровин. Спектакль шел всего три месяца и за это время был показан семь раз. Зато следующий «Каменный гость» стал для Большого театра знаковым. Постановка дирижера Марка Эрмлера и режиссера Олега Моралева (художник — Вильям Клементьев) оставалась в репертуаре более двадцати лет (с 24 декабря 1976 г. до 7 декабря 1999 г.), за это время спектакль прошел 266 раз. В нем блистали: Владимир Атлантов, Алексей Масленников, Александр Ведерников, Артур Эйзен, Тамара Милашкина, Галина Калинина, Маквала Касрашвили, Тамара Синявская, Галина Борисова и многие другие звезды Большого театра
В 2016 году за постановку взялись режиссер Дмитрий Белянушкин и дирижер Антон Гришанин.
Режиссер-постановщик Дмитрий Белянушкин о своем спектакле: «Мы, как и Даргомыжский в свое время, тоже решили вернуться к истокам — к рождению этого мифа. Вспомнить, кто был прототипом Дон Жуана, с чего все началось. А был реальный человек по имени Дон Хуан Тенорио — севильский аристократ, друг короля. Вместе они бесчинствовали и предавались всевозможным утехам, не обходилось без насилия и убийств. И когда Дон Хуан убил Командора, монахи-францисканцы (а церковь в Испании была тогда очень сильной) от лица незнакомки назначили ему свидание в церкви и убили. А потом распустили слух, что статуя Командора низвергла Дона Хуана Тенорио в ад.
Я решил взглянуть на «Каменного гостя» через призму вот этой, настоящей истории. И вдруг очень многое стало ясно, сразу возникли мотивы каких-то поступков, выстроилась причинно-следственная связь, и все встало на свои места. Кто такие гости Лауры? Почему в первой картине появляется монах? Зачем он говорит о Донне Анне? У нас получается такой средневековый детектив. Даже триллер, наверно. Этому, кстати, способствует сама опера. Даргомыжский ведь удивительно чувствовал время, он написал оперу с идеальным хронометражем. При этом сюжет невероятно захватывающий, а концентрация событий такова, что действие развивается просто стремительно. В финале каждой картины есть очень острое событие, и зритель будет постепенно разгадывать ребус: почему все это происходит, что связывает этих людей…
Наша детективная история — это один пласт. Но есть еще и другой, человеческий — история о том, как любовь меняет людей. В нашем спектакле приглашение Командора к Донне Анне — это не какой-то кощунственный акт. Это очень острый момент: Дон Жуан понимает, что из Мадрида ему уже не выбраться, но через себя он никогда не переступит — до конца будет жить только так, как хочет, а ведь он только что обрел смысл жизни, обрел любовь. Это момент невероятного, отчаянного счастья и одновременно вызов — смерти, системе…».