Встречи

Концерт «Блестящее соло»

Событие завершилось
6+

«Четыре последние песни» (уже традиционно для Р. Штрауса) написаны на тексты поэтов разных времен. Композитор в своем цикле объединяет поэзию романтика Й. фон Эйхендорфа и своего современника Г. Гессе. Наверняка, на такое сочетание Р. Штрауса вдохновили романтические черты творчества последнего.

Стихи, избранные Р. Штраусом связаны по содержанию и настроению — это прощальные строфы. «Перед сном» раскрывает состояние глубокой усталости от жизни. Герой стремится спрятаться от реальности во сне. В стихотворении «Сентябрь» речь идет не об осени, а о лете, образ которого персонифицируется. Лето наблюдает за печальным садом, опадающей листвой, и постепенно удаляется, «закрывая полные усталости глаза». Герой стихотворения «Весна» мечтает в сумерках среди могил о наступлении весны, символизирующей молодость, красоту, любовь. В стихотворении Й. фон Эйхендорфа «На вечерней заре» сопоставлены мир двух путешественников, прошедших «сквозь радость и горе» и жаждущих покоя, и вечная природа, которая, несмотря ни на что, продолжает свое существование.

Вопрос о цикличности «Четырех последних песен» до сих пор является актуальным. Кр. Лайтмайер приводит мнение Ф. Треннера, что песни не имеют никаких предпосылок для объединения в цикл. Но песни объединены не только единым настроением поэтических текстов, но и на музыкальном — образном и интонационном уровне. Циклическая концепция песен логичнее проявляет себя во время исполнения их в последовательности, выбранной К. Флагстад ​​и Л. делла Каза. В таком исполнении цикл приобретает черты автобиографичности, представляя своеобразную историю жизни. Но Р. Штраус не «рассказывает» ее в хронологическом порядке, он представляет настоящий образ уставшего героя, который вспоминает свою жизнь и понимает, что он пережил свое лето, осень и весну, и теперь готов оставить этот мир. Песни «Сентябрь» и «Весна» представляют собой череду жизненных воспоминаний. «Перед сном» и «На вечерней заре» образуют интонационно-тематическую арку, подчеркивая направление развития от субъективности к объективности — тема песни «Перед сном» с характерным септовим скачком звучит и в последний «На вечерней заре», но она нивелируется весьма объективной главной темой песни, движущейся в пределах звукоряда мажорной гаммы.

В программе: Р. Штраус — Вокальный цикл «Четыре последние песни» для сопрано с оркестром.

Программа второго отделения будет объявлена дополнительно.

Дерижёр — Заурбек Гугкаев (Санкт-Петербург).

Солистка — лауреат международных конкурсов Мария Баянкина (Санкт-Петербург).

Программу ведет — Галина Безбородова.

Сведения предоставлены организацией Северо-Кавказская государственная филармония им. В. И. Сафонова и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна