Выставка «Православие в празднике»
В ризницах богатейших храмов хранились индитии, плащаницы, покровы на литургические сосуды, подвесные пелены и застенки, украшавшие иконы, покровы на надгробия святых, хоругви и выносные пелены, облачения. По традиции ценнейшие из них, праздничные, были вышиты ликами. Сюжетные изображения шитых облачений по художественному и образному строю восходят к старинным иконам и фрескам. Представленные на выставке памятники лицевого шитья, выполненные русскими мастерицами, являются произведениями высокой культуры, в которых сочетались талант художника и тонкий вкус, духовное богатство, исполнительское мастерство вышивальщиц.
«Живопись иглой» — так назвал это искусство один из его исследователей. Вклады произведений лицевого шитья были не столь частым явлением, как это может показаться на первый взгляд. Создание произведения лицевого шитья требовало не только мастерства вышивальщиц, но участия опытного, квалифицированного иконописца-знаменщика.
Посетители выставки смогут увидеть редкий памятник лицевого шитья — хоругвь XVII века из фондов музея, недавно вернувшуюся после реставрации. Двухсторонняя хоругвь с изображениями Успения Пресвятой Богородицы на одной стороне и Воздвижения Креста Господня на другой стороне поступила в музей в 1932 году из Золотниковской пустыни. По преданию, известному благодаря исследованию историка В.В. Касаткина, иконы хоругви были вышиты царицей Евдокией Лукиановной Стрешневой — второй супругой Михаила Федоровича Романова и является вкладом в монастырь. Используя разные оттенки шелковых нитей, мастерица достигает того, что шитая нитками работа смотрится на уровне работ великих мастеров кисти и красок.
На выставке представлены и уникальные предметы золотного шитья с орнаментальными и сюжетными рисунками. Все эти произведения золотного шитья составляли часть сакрального пространства храма, выполняя свою определенную символическую роль свидетельства божественного присутствия в отдельные моменты богослужения.