XI Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2016»
Одни авторы в поисках своего я исследуют семейные истории. Проект «Суп лисиц» знаменитого французского фотографа и художника Паскаля Кольра — последовательная реконструкция драматических событий, произошедших в его семье в далеком 1935 году. Кроме того, большинство фотографий сопровождаются историей их создания, поэтому проект Кольра — это еще и рассказ о том, что такое «быть фотографом», позволяющий приблизиться к пониманию самых важных, по его мнению, аспектов творчества.
Яна Романова также обращается к истории своей семьи — название ее проекта «Швилишвили» дословно переводится «сын сына» и говорит о преемственности, в которой автор находит новый импульс для обретения собственной идентичности. В более широком смысле, автор размышляет о ценности семейной фотографии, об институте семьи в современном мире и о том, как поддерживаются родственные связи между людьми, разделенными государственными границами и трагическими семейными событиями.
Другие фотографы в поисках идентичности чувствуют необходимость выйти за рамки семьи. Во многом это связано с желанием отразить вакуум самоидентификации, возникший после распада СССР. Елизавета Чухланцева, чей проект представлен Московской школой фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (мастерская Валерия Нистратова) использует законы «снимка для семейного альбома», чтобы раскрыть перед нами историю одной российской улицы, а Люция Ганиева предлагает совершить ностальгическое путешествие во времена своего детства, прообразом которого послужила деревня Кувады. Егор Заика дает определение понятию «Родина», посредством общих для целого поколения предметов-триггеров, мгновенно переносящих нас в 80-е — 90-е годы XX века. Знакомые каждому, кто пережил эпоху тотального дефицита в советских магазинах, они вызывают воспоминания, которые формируют наше коллективное представление о Родине.
Александр Веревкин пытается понять родину эмпирическим путем. Взяв за основу всем известную карту нашей страны, автор объехал на велосипеде поле, попытавшись максимально точно повторить форму границы России, а камера, установленная на велосипеде, зафиксировала все перипетии его двухчасового путешествия.
Французский фотограф Тьерри Буэ пытается раскрыть индивидуальность человека через принадлежащие ему вещи. Об этом повествует его серия «Личные дела», в которой объединены истории людей, продающих через интернет самые невероятные предметы, среди которых: старинный замок, собачьи наградные кубки, не востребованный заказчиком гроб или неполный комплект стаканов для пастиса.
В новом проекте «Игра?» Мария Ионова-Грибина совмещает фотопортреты детей с их любимым игрушечным оружием, а также рекламные слоганы интернет-магазинов, продающих эти игрушки. Не навязывая собственных оценок, автор предлагает зрителю самостоятельно решить, какие эмоции вызывают у них дети с оружием в сопровождении завлекательных лозунгов: «Благодаря детской игре в войну из мальчиков вырастают настоящие мужчины» или «Автомат со съемным лазерным прицелом приведет в восторг любого малыша».
Арнольд Вебер, выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (мастерская Игоря Мухина), используя чисто технические приемы, ищет способы, которые бы позволили сохранить идентичность визуальной информации, даже при самых неблагоприятных условиях. В проекте «16 цветов» он доказывает, что в цифровой среде мы не так зависим от восприятия информации, как привыкли думать. Чтобы уловить суть, часто нам достаточно одного заголовка или превью. Растровая структура изображения позволяет Веберу манипулировать размером, как угодно увеличивая его, а малое разрешение его картинок-образов позволяет им сохранять и передавать свой информационный ген даже при слабом интернет-соединении.