Спектакли БДТ «эпохи Товстоногова»

Георгий Товстоногов
пришел в Большой драматический театр
в 1956 году. В то время театр находился в упадке — режиссер почти полностью обновил труппу и создал постоянный репертуар. БДТ стал популярной сценой не только у петербургских ценителей драматического искусства, но и у гостей Северной столицы. Читайте о спектаклях «эпохи Товстоногова» и пересматривайте архивные видеозаписи советских постановок.

«Правду! Ничего, кроме правды!»

Георгий Товстоногов поставил этот спектакль по одноименной пьесе Даниила Аля в 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции. В основе сюжета лежала реальная история о суде в США над Октябрьской революцией. Действие спектакля происходило в одном из помещений американского Сената и начиналось задолго до третьего звонка: в партере появлялся Ведущий и располагался в зрительном зале. По ходу действия он комментировал все, что происходило на сцене, с точки зрения современности. «Правду! Ничего, кроме правды!..» стал одним из первых спектаклей историко-документального жанра на театральной сцене. Телевизионная версия вышла через два года — в 1969 году.

«Ханума»

Сценарий для этого спектакля разрабатывали комедиографы Борис Рацер и Владимир Константинов. За основу они взяли водевиль «Ханума» Авксентия Цагарели, но значительно освежили текст пьесы XIX века и дополнили его стихами Григория Орбелиани. Атмосферу старого грузинского города воссоздали на сцене с помощью декораций художника Иосифа Сумбаташвили. А музыка с национальными мотивами композитора Гия Канчели добавила спектаклю восточный колорит. Премьера «Ханумы» состоялась в 1972 году. Она стала одной из самых популярных постановок БДТ и выдержала более 300 представлений. В 1978 году спектакль записали для телевидения.

«Пиквикский клуб»

Создание костюмов и декораций для этого спектакля Георгий Товстоногов доверил Эдуарду Кочергину. Художник изучил английскую стилистику времен Чарльза Диккенса и нарисовал макеты одежды и план интерьера английского дома XIX века. По ним позже создали костюмы и декорации. В телевизионной версии 1986 года изменились и декорации, и сценография. Их разработал художник-постановщик Борис Петрушанский. В отличие от спектакля действие происходило не только внутри особняка, но и на природе, на фоне английских сельских пейзажей. Также сменился актерский состав — но исполнителями главных ролей остались Николай Трофимов (Пиквик) и Олег Басилашвили
(Джингль).

«Дядя Ваня»

Этот спектакль стал вторым обращением Товстоногова к Чехову
 — до этого он ставил «Три сестры». Над сценографией постановки вновь работал Эдуард Кочергин. Интерьер дома, где жили герои, художник сделал пустынным, чтобы в нем не ощущалось ни тепла, ни уюта. Также драматургию спектакля поддерживали декорации в виде древесных стволов, которые в начале спектакля маячили в золотисто-нежном сиянии, а в финале гасли. Этот знаменитый спектакль БДТ перенесли на пленку в достаточно нетрадиционной манере: фактически это телефильм, снятый по спектаклю, и не в театральных декорациях, а на натуре. Действие в фильме дополнила музыка Петра Чайковского
.

«Тридцать лет спустя»

«Тридцать лет спустя» — ироническое представление, посвященное 30-летию работы в Большом драматическом театре режиссера Георгия Товстоногова. Сам Товстоногов участия в постановке не принимал — вместе с режиссером Владимиром Геллером актеры подготовили выступление из постановок БДТ разных лет: «Ревизор», «Этот пылкий влюбленный», «На всякого мудреца довольно простоты», «Смерть Тарелкина», «История лошади» и других. В спектакле участвовали почти все звезды БДТ той поры: Алиса Фрейндлих
и Олег Басилашвили
, Людмила Макарова и Татьяна Доронина
, Кирилл Лавров
и Зинаида Шарко.

«История лошади»

Спектакль по произведению Льва Толстого
«Холстомер» Георгий Товстоногов создал в 1975 году. Поставить повесть в музыкальной форме режиссеру предложил Марк Розовский. Изначально спектакль хотел срежиссировать сам Розовский, но у него возникли проблемы в работе над вторым актом, поэтому Товстоногов внес некоторые изменения в инсценировку и сам поставил «Историю лошади». После премьеры спектакль не сходил со сцены театра долгие годы, пользуясь неизменным успехом. В 1989 году спектакль записали для телевидения в том же составе, который играл премьеру, за исключением исполнителя роли генерала Павла Панкова.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна