Оперы Римского-Корсакова

«Я никогда не верил и не верю, — в одну единую истинную оперную форму, считая, что сколько на свете сюжетов, столько (почти столько) должно быть и соответствующих самостоятельных оперных форм», — говорил Николай Римский-Корсаков. Так для «Царской невесты» композитор написал отдельные номерные партии, а в «Золотом петушке» отказался от них. В опере «Садко» Римский-Корсаков использовал широкие массовые сцены, а «Моцарт и Сальери» построил на монологах и диалогах двух главных действующих лиц.

Садко

Впервые Римский-Корсаков
обратился к былине о новгородском гусляре Садко еще в 1867 году — тогда появилась одноименная симфоническая поэма. Почти тридцать лет спустя, в 1896 году, композитор закончил оперу-былину «Садко». Либретто к ней написал специалист по русской старине Владимир Бельский.
Николай Римский-Корсаков хотел, чтобы оперу поставили в Мариинском театре
, однако дирекция императорских театров ему отказала, объяснив свое решение сложностью произведения. Премьера «Садко» состоялась на сцене Московской частной оперы Саввы Мамонтова в 1897 году. Декорации к спектаклю нарисовал художник Константин Коровин
. Варяжского гостя пел Федор Шаляпин, а партию Волховы исполняла Надежда Забела-Врубель.

Моцарт и Сальери

Римский-Корсаков написал «Моцарт и Сальери» в 1897 году. Литературной основой оперы послужила одноименная «маленькая трагедия»
Александра Пушкина
. Опера открыла пушкиниану композитора — после он написал кантату «Песнь о вещем Олеге»
, оперы «Сказка о царе Салтане»
и «Золотой петушок». Римский-Корсаков посвятил произведение «Моцарт и Сальери» Александру Даргомыжскому в знак своего восхищения оперой «Каменный гость»
по Пушкину.
В 1897 году композитор представил оперу друзьям у себя дома, а чуть позже — в подмосковном имении певицы Татьяны Любатович. Обе партии пел Федор Шаляпин, а за роялем ему аккомпанировал Сергей Рахманинов
. Через год оперу поставили в Московской частной русской опере. Премьерой дирижировал Иосиф Труффи, партию Моцарта исполнил Василий Шкафер, Сальери — Федор Шаляпин.

Царская невеста

Римский-Корсаков обратил внимание на драму «Царская невеста» Льва Мея еще в 1868 году. Однако к созданию оперы на ее сюжет композитор приступил через три десятилетия. Опера «Царская невеста» стала вторым обращением композитора к периоду правления Ивана Грозного, после создания «Псковитянки». Композитор не стал использовать массовые сцены и хоры, как это было принято до этого в оперном русском искусстве, за что изначально члены Балакиревского кружка его осудили.
В 1899 году оперу поставили в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова. Декорации к спектаклю создал художник Михаил Врубель
, а его жена, Надежда Забела-Врубель, исполнила главную партию Марфы.

Золотой петушок

«Золотой петушок» — последняя из пятнадцати опер Николая Римского-Корсакова. Первые музыкальные эскизы к ней появились в 1906 году. Через год композитор закончил работу над оперой. Литературную основу для «Золотого петушка» на основе стихов Пушкина написал Владимир Бельский, который также создал либретто для опер «Садко», «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о граде Китеже».
При жизни Римского-Корсакова оперу в ее оригинальном виде так и не поставили. Год спустя после смерти композитора, в 1909 году, состоялась премьера «Золотого петушка» в театре Сергея Зимина. Оперу исполнили с цензурными правками, против которых восставали и композитор и либреттист.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна