Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Николай Гриценко. Лицедей номер один

На рубеже 1950–60-х годов вся Москва ходила в Вахтанговский театр «на Гриценко». Билеты на спектакли с его участием было не достать. Зрители актера обожали, а коллеги, несмотря на сложный характер Гриценко, в один голос называли его гением и актером с божьим даром.

Николай Гриценко. Фотография: ruskino.ru


Всенародной славы и главных ролей могло бы и не быть. Николай Гриценко окончил строительный техникум и пошел работать конструктором на металлургический комбинат. Постепенно он осознал, что занимается не своим делом, и решил попробовать себя в творческой профессии. Поочередно поучившись на музыкально-драматическом рабфаке в Макеевке, в Киевском драматическом техникуме, в театральных школах при МХАТе и Центральном театре Красной армии, а также в будущем Щукинском училище, он, наконец, был принят в труппу Театра имени Вахтангова, где прослужил до конца своей жизни.

Театральная биография Николая Гриценко началась с ролей в спектаклях «Дон Кихот» и «Маскарад». Вскоре его талант заметил известный вахтанговский режиссер Рубен Симонов, с которым у Гриценко сложился прекрасный актерско-режиссерский тандем. Гриценко сыграл в его постановках «Фронт», «Мадемуазель Нитуш», «Живой труп», «Принцесса Турандот».

Роль Тихона Молокова в драме «На золотом дне» по произведению Дмитрия Мамина-Сибиряка стала одной из самых известных работ Николая Гриценко в театре. Юрий Яковлев вспоминал случай, который произошел на прогоне спектакля: «Шла генеральная репетиция для «пап и мам». Николай Олимпиевич пригласил свою маму. На прогоне она спрашивает у меня: «А что, это новый актер у вас?» — «Пока секрет. Я вам потом расскажу», — отвечаю его маме. Кончился первый акт. Подвожу ее к нему и говорю: «Познакомьтесь, Николай Олимпиевич Гриценко». Мама его не узнала! Этот случай — легенда, свидетелем которой я был».

«Есть способные люди, а если еще и упертые и по-настоящему глобально занимаются делом, приспособлены к нему психофизически, то они в течение четырех лет хорошо обучаются и из них получаются профессиональные актеры. Таких очень много. Когда это великое, божеское — это совсем другое. И все навыки дают возможность только как-то втиснуть свое божественное дарование в рамки и структуры взаимоотношений с режиссером, театром, драматургическим материалом и так далее. Вот таким был Гриценко».

Александр Ширвиндт


Однако сам Гриценко своей самой важной работой в театре считал роль князя Мышкина в спектакле «Идиот». Эту роль актер играл более десяти лет.

«Задумав какую-то форму, образ, характер, мог влезать в него стопроцентно. Он переставлял себя так, как никто в нашем театре не мог. Он был лицедей номер один».

Василий Лановой


Гриценко всегда ставил театр на первое место: «Как актер я давно пришел к выводу, что только театр переживания, театр, в котором актер владеет искусством перевоплощения, — мой театр». В кино актер снимался нечасто, но каждое его появление на экране превращалось в незабываемый спектакль. Достаточно вспомнить Николая Гриценко в роли Каренина. Для создания образа актер использовал все доступные средства: изменил пластику, походку, тембр голоса, манеру говорить… И вот перед нами предстает педантичный чиновник Алексей Каренин, в точности такой, каким его описал в романе Лев Толстой.

Предлагаем пересмотреть фильмы и спектакли с участием Николая Гриценко на нашем портале.
  • 1976
  • Приключения, Мелодрама
  • Евгений Карелов
  • 450 мин
  • 1973
  • Приключения
  • Альберт Мкртчян
  • 95 мин
  • 1967
  • Драма
  • Александр Зархи
  • 145 мин
  • 1950
  • Драма
  • Юлий Райзман
  • 101 мин
  • Драма
  • Алина Казьмина
  • 1975
  • 137 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • 1978
  • Драма
  • Игорь Таланкин
  • 95 мин
  • Драма
  • Рубен Симонов
  • 1971
  • 140 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Драма
  • Евгений Симонов
  • 1978
  • 151 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Драма
  • Евгений Симонов
  • 1973
  • 125 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Драма
  • Майя Маркова
  • 1977
  • 155 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

Трагикомедия Карена Шахназарова

30 лет фильму "Курьер"

16, 17 и 18 января здесь пройдет фестиваль «Зимние грезы», названный в честь известной симфонии русского композитора.

Подробнее

18 января в сети пройдет Международная твиттер-акция #MuseumSelfie, цель которой — популяризация музеев.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть