Войти Версия для слабовидящих

Право художника на вымысел

Как кинорежиссеры приукрашивали исторические факты.

Яркие художественные образы, неожиданные трактовки исторических событий, блестящая игра актеров — и вот результат: зрители уже верят, что в прошлом все было именно так, как рассказал режиссер, и не иначе.


«Александр Невский». Ледовое побоище

Искать рыцарские доспехи на дне Чудского озера абсолютно бесполезно, ведь во время боя с дружиной Александра Невского никто из рыцарей под лед не проваливался. Эйзенштейн или выдумал этот эпизод для большей зрелищности батальной сцены, или заимствовал из рассказов о других сражениях. Вымышлена и сцена поединка Александра с магистром ордена, ведь в битве на Чудском озере сам магистр не участвовал.

Еще на этапе написания сценария «Александра Невского» будущий фильм критиковали за исторические неточности, но режиссер решил, что он имеет право на художественный вымысел ради своей идеи. «Огромное количество деталей, которые мы видим в фильме, не имеют подтверждений в источниках. Эйзенштейн снимал художественный фильм, причем не столько об Александре Невском, сколько о своем времени и о той угрозе, которая существовала в конце 30-х годов XX века», — рассказывает историк Игорь Данилевский.


«Октябрь». Штурм Зимнего дворца

Черно-белые кадры штурма Зимнего дворца из фильма «Октябрь» уже давно воспринимаются как документальные. А между тем во время штурма матросы на дворцовые ворота не взбирались, по защитникам Зимнего не палили, и если бы действительно бежали по той лестнице, которую снял в своем фильме Сергей Эйзенштейн, то попали бы разве что в лазарет. Ведь в фильме показана Иорданская лестница — одна из архитектурных жемчужин Эрмитажа, находящаяся в северо-восточной части дворца, а не более строгая по стилю Октябрьская, на которой действительно происходил штурм.

Да и масштабного штурма Зимнего исторически не было. Резиденцию Временного правительства захватили несколько групп большевиков почти без применения оружия. Но в «Октябре» Сергей Эйзенштейн создал гениальный образ, ставший символом революции.


«Чапаев». Гибель

Легендарный красный командир умер от потери крови после двух ранений, но благодаря книге Дмитрия Фурманова, а главное — фильму Георгия и Сергея Васильевых все мы знаем, что раненый Чапаев утонул в волнах Урала. И мало кто из первых зрителей фильма не надеялся, что в конце герой все-таки доберется до другого берега.

Кстати, «выплыл» Чапаев почти через десять лет после выхода картины Васильевых. Во время Великой Отечественной войны был снят агитационный ролик, где комдив все-таки оказывается на противоположном берегу и призывает ожидавших его красноармейцев «бить врага», на этот раз — гитлеровцев.
  • 1938
  • Драма
  • Сергей Эйзенштейн
  • 111 мин
  • 1927
  • Историческое
  • Сергей Эйзенштейн
  • 99 мин
  • 1934
  • Приключения, Драма
  • Сергей Васильев
  • 91 мин
Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Вечер буги-вуги

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Технологии позволяют увидеть экспонаты по-другому.

Подробнее

27–28 мая в парке Горького — перформансы и научные эксперименты.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть