Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Эфрос и его театры

Творческая биография Анатолия Эфроса словно экскурсия по театральной Москве. От тогда еще Центрального детского театра (нынешний РАМТ) – в «Современник» – тогда еще не Чистые пруды, а разные уголки Москвы.

По Тверской от Театра Ермоловой рукой подать до «Ленкома» на Малой Дмитровке. Через Малую Бронную – улицу и театр – по Тверскому бульвару в МХАТ имени Горького.

По Садовому кольцу – до «Таганки»… Множество известных адресов, но «Театр Эфроса» в первую очередь явление, не привязанное к определенной точке на карте.

Анатолий Эфрос принес вслед за собой на сцену тогда еще малозаметного Центрального детского театра шумный успех. В момент кризиса вернул аншлаг в Театр имени Ленинского комсомола. «На Малой Бронной» его постановки становились сенсацией.

Эфрос, последователь Станиславского, всегда придерживался «линии интуиции и чувства».

«Для проверки, правильно или нет играют актеры, надо поставить толстое стекло между ними и залом, если залу не слышно, но понятно, следовательно, они играют правильно», – говорил режиссер.

И актеры – Ольга Яковлева, Лев Дуров, Валентин Гафт, Николай Волков, Леонид Броневой, Олег Даль – следовали за своим режиссером. «Театр Эфроса и его актеры» – целое художественное направление, охватившее с 1954 по 1986 год многие столичные театры.

Фильм «Анатолий Эфрос» Марины Мироновой, 2005 г.
Фрагмент из книги Анатолия Смелянского «Предлагаемые обстоятельства»:
Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, кото­рый он обожал. В них покоряла летучесть, импровизацион­ная легкость, которая была введена в четкие берега замысла. Он научил своих актеров жесткости рисунка, «эмоциональ­ной математике». Научил их импровизации в заданном квадрате, в «границах нежности», как он иногда говорил на репетициях.

Никакой особой теории у него не было, он был в большой степени интуитивист и занимался только тем, к чему имел душевную склонность. Он сотворил своих актеров, которые были с ним таин­ственно связаны. Вне его глаз они просто переставали существовать.

В конце концов это привело к страшному раз­рыву их отношений, к войне, в которой не было победи­телей. Он научил своих актеров странно двигаться и разговаривать. Его мизансцены казались незакрепленными, напоминали как бы броуново движение, которое завора­живало магнетически.

Он попытался создать некий сцени­ческий язык для выражения того, что можно было бы на­звать экзистенциальным воздухом нашей жизни.

Л. Каневский, Л. Дуров, А. Эфрос и А. Миронов


В 1964 году, под занавес хрущевского десятилетия, власть совершила два крупных просчета: открыла дверь на Таган­ку Юрию Любимову, а также по неизвестным причи­нам позволила Анатолию Эфросу возглавить Театр имени Ленинского комсомола.
Три быстрых года завершили формирование Эфроса-художника, стали переломными в его биографии, так же как и в биографии современной сцены.

Три ленкомовских сезона Эфроса стали едва ли не выс­шей точкой этого общего процесса. Злоба дня и предчув­ствие будущего обрели в его спектаклях обостренно-лич­ное звучание.

Режиссер резко сместил социальный фокус, направленный на общество, и стал рассказывать, в сущ­ности, только об одном: о положении художника в этом обществе.

Ставил ли он чеховскую «Чайку», булгаковского «Мольера», арбузовского «Бедного Марата» или пьесу Эдварда Радзинского «Снимается кино», он рассказывал о себе.

«Эфрос ставил спектакли в Театре на Малой Бронной, фильмы и спектакли на телевидении, во МХАТе «Тартюф» Мольера, в Театре на Таганке «Вишневый сад», «На дне». И это совсем не похоже на то шныряние известных и полуизвестных актеров – из театра галопом на телевидение, с телевидения, не переводя дыхания, на радио, с радио опрометью на киносъемку, с киносъемки вприпрыжку на концерт, а утром, едва передохнув, вяло и лениво на репетицию в свой собственный, родной театр, даже не вытерев ноги у его порога. Нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах я не замечал элементов халтуры и беспринципности в работах Эфроса, в его отношении к делу, где бы он ни работал, что бы он ни делал».

Виктор Розов


Фрагмент из книги «Репетиция – любовь моя» Анатолия Эфроса:
Я долго, лет десять, считал основным своим делом постановку современной пьесы. Когда кто-либо из наших авторов читал в театре свою новую пьесу и она мне нравилась, приходило самочувствие уверенности и спокойствия. Разрозненные мысли как бы скреплялись единым стержнем. Все вставало на свои места.

Хотя и с волнением, но с верой в успех, ждали мы премьеры. Однако за последнее время стало заметно, что наступил какой-то иной, временный, по всей вероятности, этап. Я почувствовал, что публика с большим интересом воспринимает не современные наши, а классические спектакли. Я объясняю это положение несколькими причинами. Первая, быть может, заключается в том, что многие режиссеры, и я в их числе, за последнее время как бы израсходовали свой художественный запас в отношении современной пьесы.

«Он всегда был окружен огромным количеством поклонников и поклонниц. Я помню, сколько людей сидело на его репетициях – актеры разных театров, критики, студенты, приезжие из других городов, исписавшие за ним целые тетради, фиксируя каждое слово, каждое движение. Порой мне казалось, что они, как Левий Матвей у Булгакова, все ходят и ходят за ним, пишут, пишут, но все не то… У него было много учеников и среди актеров, и среди режиссеров. Он был в состоянии сдвинуть в чужих душах какой-то существенный пласт и считал, что этого воздействия достаточно, что в «сдвинутых» душах что-то само созреет, даст плод и превратится в новое и последовательное продолжение зарожденной им жизни».

Анастасия Вертинская


У писателей такой момент называется, кажется, так – «исписался». И у режиссеров, естественно, есть этот момент иссякания творческой энергии. Сегодня я с трудом нахожу новые краски, допустим, когда ставлю В. Розова. Мне не приходит в голову иной принцип постановки пьес А. Арбузова или И. Дворецкого, нежели тот, какой я уже использовал. Я чувствую, что фантазия моя несколько притупилась.

И, разумеется, это тотчас чувствует публика. Я не вижу теперь на новых своих спектаклях по современным пьесам той реакции, какая была прежде. И мне кажется, что художественные приспособления, используемые мною при постановке современных пьес, зрителю наскучили. Нужно найти решительно новый тон, новый стиль постановки, но он, к несчастью, пока никак не находится.

«Но иногда совсем не хочется быть театральным режиссером и даже кинорежиссером. Иногда хочется быть певцом. Таким, как Армстронг, например. Или уметь писать романы, такие романы, какие умел писать Хемингуэй».

Анатолий Эфрос


В классических же спектаклях, напротив, что-то новое возникает, и на спектаклях ощущаешь тот живой интерес публики, о котором я сказал выше. Он очень радостен, этот интерес, его ведь ни с чем не сравнишь. Когда он существует, то не только актер, но и рабочий сцены его ощущает.
Он уже в том, как публика собирается, как занимает свои места до начала спектакля. Видимо, в классике по сравнению с прошлыми годами что-то удается увидеть заново, чем-то новым заинтересовать публику. И с точки зрения существа самих пьес и с точки зрения способа их театральной подачи.
Конечно, и тут есть опасность иссякнуть, ибо творчество – такое дело, где, как говорится, смотри в оба. Повторение – мать учения, но не творчества. Мы же всегда стоим перед опасностью повторения. И тут следует трезво смотреть на вещи, себя не обманывая. Трезвый взгляд как бы дает надежду на возникновение новых художественных идей.

Я, в частности, хотел бы думать, что смотрю на вещи без самообмана, пытаюсь не проглядеть повторений в классике. Во всяком случае, момент этот следует для себя отметить, даже если не чувствуешь сил сделать что-то иное.

Но само сомнение уже рождает новую энергию, которая должна в конце концов прорваться. В решении современной темы, думаю, эта новая энергия также появится, ведь и опыт постановки классики должен этому содействовать.

Однако хотелось бы сказать еще кое-что касающееся уже не нашего режиссерского ремесла, а самих пьес. Мне кажется, что многие драматурги вне зависимости от нашей неудовлетворенности собой, в свою очередь, не очень-то довольны сегодняшней своей работой. Они иногда пользуются отходами, что ли, от своих прошлых удач; они чувствуют это, этим мучаются и ищут новых путей. Но, к сожалению, подобно нам, еще не всегда их находят. Я позволяю себе критику по их адресу только для того, чтобы расшевелить их фантазию. Даже если они будут не согласны со мной, в их несогласии появится, быть может, какой-то дополнительный положительный заряд.

Программа «Больше, чем любовь. Анатолий Эфрос и Наталья Крымова», 2004 г.
  • Комедия
  • Анатолий Эфрос
  • 1989
  • 137 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

  • Драма
  • Анатолий Эфрос
  • 1972
  • 134 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • Драма
  • Анатолий Эфрос
  • 1971
  • 108 мин

Московский государственный театр «Ленком»

  • Драма
  • Анатолий Эфрос
  • 1976
  • 121 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

  • Драма
  • Анатолий Эфрос
  • 1988
  • 72 мин

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

  • Мелодрама
  • Анатолий Эфрос
  • 1978
  • 144 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

  • Драма
  • Анатолий Эфрос
  • 1973
  • 110 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

Прямая трансляция 26 сентября, начало в 19:00

VIII Большой фестиваль Российского национального оркестра: П.И. Чайковский, опера «Иоланта» в концертном исполнении

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

Портал «Культура.РФ» рассказал об участниках фестиваля и их творческих экспериментах.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть