Народная скрипка — инструмент с женской душой

Некоторые писатели уверены, что в скрипке скрыто женское начало. Она или озорная девчонка, или печальная женщина, или трагическая старуха. Народные исполнители считали, что звучание скрипки подобно человеческому голосу. А еще говорят, что столетия назад извлекать из скрипки мелодию удавалось только мужчинам. Сегодня скрипичная игра в деревнях практически исчезла. Только у нас вы можете познакомиться с народной скрипичной традицией и узнать любопытные факты об этом инструменте.
Капризничать скрипка умеет, словно дама. И на погоду она реагирует. По характеру звучания скрипки на Руси предсказывали природные явления. Если инструмент звучит ладно и позитивно — погода будет сухая, ясная, если «ворчит» — дождливая.
Скрипка — девушка сложная в обращении и требует деликатного подхода. Может быть, поэтому, в отличие от широкой души — гармони или простой девчонки — балалайки, на скрипке на Руси умели играть немногие. Обычно все сельские музыканты были самоучками или перенимали мастерство друг у друга на ярмарках, гуляньях, вечеринках.
Различия в скрипичном репертуаре были связаны с особенностями местных традиций. Скрипичные наигрыши исполнялись «под песни», «под шествие», «под драку», «под пляску», «под частушки». Довольно забавно представлять, как в деревне идет кулачный бой, а скрипач выступает в качестве тапера.
Свадьба под гармошку или балалайку у шошминских удмуртов не приветствовалась. Если на свадьбе не играла скрипка — ее дразнили «собачьей».
В Псковской области скрипка проявила себя и как интроверт, в качестве сольного инструмента, и как экстраверт, участвуя в сборных ансамблях. Сегодня сложно представить, но порой она даже вступала в дружеские отношения с аутентичными гуслями.
Самобытная традиция игры на народной скрипке — кубызе зафиксирована только на территории проживания шошминских удмуртов в Республике Татарстан и Марий Эл. Там умение играть на кубызе считалось особым даром и гарантировало уважение коллектива.
На кубызе исполняли музыку на праздновании Пасхи и Троицы. На торжествах музыкант не только демонстрировал свою игру, но и следил за очередностью притоптывания поющих. Раз-два — три прихлопа, раз-два— два притопа.
Не терпящие соперничества музыканты-кубызчи предпочитали играть сольно. Но иногда собирались на турниры по мастерству. Себя показать и своими «половинками» похвастаться.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна