Иван-царевич и Иванушка-дурачок — это один и тот же герой?

ИВАН-ЦАРЕВИЧ И ИВАНУШКА-ДУРАЧОК — ЭТО ОДИН И ТОТ ЖЕ ГЕРОЙ?

Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
Иван-царевич и Иванушка-дурачок — это один и тот же герой?
ИВАН-ЦАРЕВИЧ И ИВАНУШКА-ДУРАЧОК — ЭТО ОДИН И ТОТ ЖЕ ГЕРОЙ?
Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
С функциональной точки зрения Иванушка-дурачок и Иван-царевич — это одно и то же лицо.
Советский фольклорист Владимир Пропп предположил, что волшебная сказка появилась после распада первобытной общины как память о мифах и ритуалах доклассового общества. Так, сказки сохранили детали инициации — одного из главных обрядов древности.

Инициация традиционно состояла из опасных и даже жестоких испытаний. Первобытные люди верили, что участники обряда посвящения совершали путешествие в загробный мир. Вернувшись «с того света», охотник приобретал магическую власть над животными и покровительство духов предков.

Посвящение должен был пройти каждый юноша в племени. Только после этого он мог охотиться наравне со взрослыми, а также был обязан жениться.

Владимир Пропп сопоставил волшебные сказки со всего мира и обнаружил общие мотивы, которые напоминают об этом обряде. Так, герой сказки, Иван-царевич или Иван-дурак, отправляется в тридесятое царство — потусторонний мир, чтобы решить трудную задачу: убить змея, насылающего беды, спасти похищенную царскую дочь, свою жену или мать, добыть кота Баюна или «то — не знаю что». Герой берет в дорогу предметы, которые в древности клали в могилы:
Советский фольклорист Владимир Пропп предположил, что волшебная сказка появилась после распада первобытной общины как память о мифах и ритуалах доклассового общества. Так, сказки сохранили детали инициации — одного из главных обрядов древности.

Инициация традиционно состояла из опасных и даже жестоких испытаний. Первобытные люди верили, что участники обряда посвящения совершали путешествие в загробный мир. Вернувшись «с того света», охотник приобретал магическую власть над животными и покровительство духов предков.

Посвящение должен был пройти каждый юноша в племени. Только после этого он мог охотиться наравне со взрослыми, а также был обязан жениться.

Владимир Пропп сопоставил волшебные сказки со всего мира и обнаружил общие мотивы, которые напоминают об этом обряде. Так, герой сказки, Иван-царевич или Иван-дурак, отправляется в тридесятое царство — потусторонний мир, чтобы решить трудную задачу: убить змея, насылающего беды, спасти похищенную царскую дочь, свою жену или мать, добыть кота Баюна или «то — не знаю что». Герой берет в дорогу предметы, которые в древности клали в могилы:
Улетающий Финист говорит девушке: «Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня». То же говорит жена-лягушка: «Ну, Иван-царевич, ищи меня в седьмом царстве, железные сапоги износи и три железных просвиры сгложи». <…> Можно установить, что обувь, посох и хлеб были те предметы, которыми некогда снабжали умерших для странствий по пути в иной мир. Железными они стали позже, символизируя долготу пути.
Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»
Победив врага из иного мира и тем самым успешно завершив инициацию, герой сказки женится и часто получает в награду царство. Это царство он почти никогда не наследует от своего отца, а получает либо от стороннего царя, либо от тестя — отца жены.

В этом мотиве исследователи видят, с одной стороны, отголоски древнейшего матриархального обычая уходить жить в семью жены. С другой — память о избрании вождя в архаичных селениях. Когда правитель достигал определенного возраста и его «магические» способности угасали, его умерщвляли. А потом племя выбирало другого предводителя, самого «могущественного» из кандидатов.

Именно поэтому в ранних вариантах сказок старый царь неизбежно погибает. Например, в «Мудрой жене» герой убивает злого короля с помощью волшебной дубинки. В «Жар-птице и Василисе-царевне» царь видит, что герой выходит невредимым после купания в кипятке, сам ныряет в котел и погибает.

Что же можно сказать о главном герое сказки? Чаще всего им становится младший из трех братьев, как, например, в «Царевне-лягушке», «Кощее Бессмертном», «Летучем корабле» и многих других. Ученые связывают это с миноратом — древним обычаем, по которому дом и имущество родителей наследовал именно младший сын. Старшие сыновья, женившись, строили себе отдельные дома, а младший с женой и детьми оставался жить с родителями, заботился о стариках, вел их хозяйство. Документы XIX века отражают, например, что в Тамбовской губернии отцовский дом всегда доставался младшему сыну, которого отец благословлял «на корне сидеть».

Русское выражение «сидеть на корню» перекликается с древним представлением о том, что именно младший в семье сохранял особую связь с духами предков. В сказке эта духовная связь выражается в том, что младший сын часто наследует волшебный предмет или волшебное животное. Во многих европейских сюжетах младшему сыну достается ковер-самолет, волшебное кольцо или магические перчатки. В известной сказке «Кот в сапогах» младший сын получает, на первый взгляд, бесполезное наследство — кота. Но впоследствии этот кот становится незаменимым помощником героя. Это классический случай переноса в сказку образа тотемного животного.

В русском фольклоре роль такого волшебного помощника играет конь Сивка-Бурка. В одноименной сказке поминальный обряд (бдение на могиле покойного отца) исполняет только младший брат. За это ему в дар достается волшебный конь, благодаря которому Иван-дурак проходит испытание и становится царским зятем. «В сказке о Сивке-Бурке изображено то, что происходило в действительности: младший сын оставался после смерти отца в отцовском доме (где помещался родовой очаг — печь, с которой Иванушка-дурачок всегда связан), исполнял поминальные обряды и получал отцовское наследство», — комментировал этот сюжет фольклорист Елеазар Мелетинский.

С функциональной точки зрения два самых популярных героя русских сказок — Иванушка-дурачок и Иван-царевич — это одно и то же лицо. Часто их разделяют чисто стилистически:
Герой волшебной русской сказки — младший из трех братьев — выступает или в виде Иванушки-дурачка, крестьянского сына, или в виде Ивана-царевича (в сказках эпико-героического типа). <…> Иванушка-дурачок находится в особенно близкой, даже родственной связи с чудесными силами, которые помогают ему. Иван-царевич отличается от старших братьев смелостью, геройством, благодаря которым достигает цели.
Елеазар Мелетинский, «Герой волшебной сказки»
Герой нередко предстает простачком непривлекательной наружности. Например, в «Сивке-Бурке»: «Взглянула за трубу и увидела там Ивана-дурака; платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом». Такая внешность скрывает волшебную силу героя, заставляет окружающих оценить его не по одежке, а по более важным качествам характера. Получив признание людей, Иван-дурак неизменно становится «таким молодцом, что ни в сказке сказать, ни пером написать» — по сути, перерождается.
Материалы по теме