Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

ЧАЙКОВСКИЙ, ОТКРЫТЫЙ МИР

Электронная база данных «Чайковский, открытый мир»


В 2015 году на Портале культурного наследия России начинает работать общедоступная полнотекстовая электронная база данных «Чайковский, открытый мир», представляющая рукописное наследие великого композитора. Открытие этого ресурса приурочено к 175-летию со дня рождения Чайковского, которое отмечается в текущем году.

Понятие «рукописное наследие» включает в себя все документы, текст которых записан композитором как полностью, так и в самой незначительной степени: сотни творческих рукописей, тысячи писем, дневниковые тетради, правки и пометы на рукописях других лиц, корректурных оттисках и печатных изданиях, памятные и дарственные надписи. По слову А. С. Пушкина, «всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства». Значимость Чайковского для мировой художественной культуры придала особую важность всем его рукописным документам.

На настоящем этапе в электронной базе данных представлены сканированные копии автографов музыкальных произведений композитора, хранящихся в фонде Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ВМОМК имени М. И. Глинки). В ближайшее время ресурс пополнят документы других типов, как из собрания Музейного объединения, так и иных организаций.

Электронная база данных «Чайковский, открытый мир» создаётся во исполнение Указа Президента РФ от 11 октября 2012 года № 1356 «О праздновании 175-летия со дня рождения П. И. Чайковского» и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 года № 1291-р. Её первый этап осуществлён совместно Министерством культуры РФ и Музейным объединением имени М. И. Глинки.

Полнотекстовая электронная база данных «Чайковский, открытый мир» создаётся в русле современных мировых тенденций. Подобные ресурсы, посвящённые рукописному наследию композиторов, сегодня широко представлены в интернете. На них размещены массивы творческих рукописей, писем и различных документов в сканированных копиях. Неотъемлемой частью этих баз данных является справочный аппарат. Организованный в соответствии с определёнными правилами, он позволяет не только узнавать факты истории и бытования рукописей и их физические характеристики, но и сопоставлять документы по избранным признакам, выявлять их сходства и различия, делать наблюдения над творческой работой композитора.

При составлении свода нормативно-справочной информации для проекта «Чайковский, открытый мир» были учтены опыт и традиция более чем векового изучения документов рукописного наследия великого русского композитора. За это время сложилась методология изучения и описания документов, была выработана их классификация, увидели свет справочные издания. Типология творческих рукописей с наибольшей ясностью представлена в работах П. Е. Вайдман, в частности в монографии «Творческий архив П. И. Чайковского» (М.: Музыка, 1988). Особое значение для современных исследований рукописного наследия композитора имеет «Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского» (ред.-сост. П. Е. Вайдман, Л. З. Корабельникова, В. В. Рубцова), второе издание которого вышло в 2006. Этот труд впервые системно и с исчерпывающей полнотой представил всё творческое наследие композитора. В нём были обобщены достижения предыдущих поколений исследователей и открыты перспективы дальнейшей работы.

В настоящее время в электронной базе данных «Чайковский, открытый мир» доступны документы только одного типа — автограф сочинения. Данное понятие используется в значении, закреплённом за ним в упомянутых работах П. Е. Вайдман, и трактуется как «полная запись сочинения, в которой отражены все параметры текста». Сканированные копии этих документов расположены в базе согласно жанрам музыкальных произведений. Их последовательность традиционна для справочных изданий по Чайковскому:

  • 1. Сценические произведения
    • 1.1. Оперы,
    • 1.2. Балеты,
    • 1.3. Музыка к драматическим спектаклям,
    • 1.4. Отдельные номера к спектаклям
  • 2. Симфонические произведения
    • 2.1. Симфонии,
    • 2.2. Сюиты,
    • 2.3. Увертюры, фантазии и другие сочинения для оркестра
  • 3. Сочинения для солирующих инструментов в сопровождении оркестра
    • 3.1. Концерты,
    • 3.2. Концертные пьесы
  • 4. Хоровые произведения
    • 4.1. Кантаты,
    • 4.2. Хоры,
    • 4.3. Духовно-музыкальные сочинения
  • 5. Камерно-инструментальные произведения
    • 5.1. Сочинения для камерного ансамбля,
    • 5.2. Сочинения для фортепиано
  • 6. Камерно-вокальные произведения
    • 6.1. Романсы и песни,
    • 6.2. Вокальные ансамбли
  • 7. Инструментовки, переложения, редакции
    • 7.1. Переложения и инструментовки собственных произведений,
    • 7.2. Обработки и редакции народных песен,
    • 7.3. Инструментовки, переложения, редакции произведений других композиторов
  • 8. Незавершённые произведения
  • 9. Письмо

Сведения о каждом автографе представлены в электронной базе данных на трёх уровнях: в общем каталоге, на странице конкретной рукописи и в рубрике «Подробная информация».

В «Каталоге автографов» приведены следующие данные:

  • Жанровая группа и жанр сочинения,
  • Название произведения (согласно «Тематико-библиографическому указателю сочинений П. И. Чайковского»),
  • Номер сочинения по «Тематико-библиографическому указателю сочинений П. И. Чайковского» (ЧС),
  • Номер опуса,
  • Вид изложения музыкального материала,
  • Время создания документа

На странице, посвящённой конкретной рукописи Чайковского, представлена краткая номенклатура сочинения и данные о месте и времени создания его автографа. Здесь же указаны топография и шифр хранения документа. На этом уровне помещены также исследовательские очерки об истории некоторых рукописей. Подобные аннотации со временем будут подготовлены о каждом автографе.

Со страницы рукописи открыт доступ к рубрике «Подробная информация». Сведения об автографах музыкальных произведений Чайковского даны здесь по следующему плану:

  • Номер сочинения по «Тематико-библиографическому указателю сочинений П. И. Чайковского» (ЧС),
  • Номер опуса,
  • Название произведения (согласно «Тематико-библиографическому указателю сочинений П. И. Чайковского»),
  • Название произведения в данном источнике,
  • Автор оригинального музыкального материала (при описании автографов инструментовок, обработок, редакций, сделанных Чайковским),
  • Автор литературной основы (при описании автографов сценических произведений, а также сочинений программной музыки),
  • Автор либретто или словесного текста,
  • Вид изложения музыкального материала,
  • Адресат письма/посвящения,
  • Место создания документа,
  • Время создания документа,
  • Количество листов,
  • Сведения о пагинации и фолиации,
  • Тип использованной нотной бумаги,
  • Средства записи текста,
  • Место хранения,
  • Шифр хранения,
  • Дата поступления документа на хранение,
  • Источник поступления,
  • Предыдущие места хранения,
  • Связь с другими источниками (указаны только те документы, которые уже представленные в электронной базе данных),
  • Библиография о документе

Эти данные, при необходимости, дополнены и обоснованы в текстовых комментариях.

Информация, представленная на ресурсе «Чайковский, открытый мир», уточняет и расширяет известные сведения. В частности, введена дифференциация использованной нотной бумаги.

Во многих рукописях композитора применена бумага без знаков изготовителя. Ранее в справочных изданиях в таких случаях указывалось лишь число нотоносцев на листе. Однако только этого разделения недостаточно, поскольку при одинаковом числе нотных строк на листе, типы бумаги могут заметно отличаться. В тех случаях, когда промежутки между нотными станами одинаковые, в определение типа бумаги включены ширина (высота) раштров и расстояние между ними.

В обязательном порядке указываются все цвета чернил и карандашей, использованных в документе, а в примечаниях оговаривается характер их применения. Знание этих и подобных деталей позволит лучше представить себе профессиональные привычки Чайковского, конкретные обстоятельства записи сочинения и последующего бытования рукописи.

Для удобства работы, как с отдельными документами рукописного наследия, так и их массивами, в проекте «Чайковский, открытый мир» предоставлена возможность поиска и фильтрации рукописей по названию сочинения, его жанровой принадлежности, месту и году создания, всем видам персоналий, изложению музыкального материала, типу бумаги и средствам записи текста. Также система позволяет выстроить все документы в возрастающем / убывающем порядке номеров по «Тематико-библиографическому указателю сочинений П. И. Чайковского» и годов создания.

Правообладателями документов рукописного наследия Чайковского являются организации, хранящие эти материалы. Сканированные копии размещены на настоящем ресурсе исключительно в просветительских, образовательных и научно-исследовательских целях. Эти изображения не могут быть воспроизведены полностью или частично в любой форме, тиражированы и распространены каким-либо способом без специального разрешения держателя материала.

Файлы изображений представлены в разрешении 800 пикселей по ширине. Для получения копий в более высоком качестве также необходимо обратиться к держателю конкретного материала.
Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть