Войти Версия для слабовидящих

Битва за культуру: Дворцы-музеи Ленинграда

Битва за культуру: Дворцы-музеи Ленинграда


Многие культурные памятники пригородов Ленинграда во время войны были практически уничтожены. Но потери были бы значительно больше, если бы не героическая борьба музейных работников за спасение дворцов-музеев Петергофа, Пушкина (Царского Села), Ораниенбаума, Красногвардейска (Гатчины) и тех культурных ценностей, которые оказались в блокадном Ленинграде. Благодаря этим людям, их знаниям, верности и бесстрашию, их неустанной работе на протяжении десятилетий многие экспонаты удалось сохранить, а поврежденные в точности восстановить.

ПЕРВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ: ПЛАН «РАЗГРУЗКИ»

Буквально с первого дня войны в Ленинграде и пригородах приступили к спасению художественных и культурных ценностей. 22 июня 1941 года началась реализация плана «разгрузки» музеев Ленинграда. Разработанный еще в 1936 году план предусматривал эвакуацию ценностей из музеев, расположенных в пригородах. Из Петергофа, Пушкина (Царского Села), Ораниенбаума, Красногвардейска (Гатчины) для спасения раритетов от авианалетов предполагалось эвакуировать по 1 тысяче наиболее ценных экспонатов. Музейные работники, в основном женщины, героически пытались обезопасить то культурное наследие, которое не подлежало эвакуации: заклеивали окна и художественные мозаики, засыпали песком ценные полы, словом, делали все, чтобы защитить от последствий налетов и обстрелов.

Стремительное наступление немцев прервало эвакуацию, вывезти удалось лишь около 64 тысяч произведений искусства из 180 тысяч, стоявших на учете до войны. Но никто не предполагал, что скоро враг займет подступы к Ленинграду и начнется планомерный вывоз ценностей из страны специально подготовленными в нацистской Германии людьми. Так, в районе действия группы армий «Север» распространялся особый перечень, созданный по указанию Гитлера Нильсом фон Хольстом 24 июня 1941 года. Этот перечень включал в себя 55 музейных и культурных объектов с точным указанием их местонахождения. В составе немецкой армии действовали батальоны особого назначения, созданные по инициативе министра иностранных дел Риббентропа и подчинявшиеся Министерству иностранных дел. «Задача батальона особого назначения состоит в том, чтобы немедленно после падения крупных городов захватывать культурные и исторические ценности, библиотеки научных учреждений... а затем отправлять все это в Германию», — рассказал попавший в 1942 году в плен оберштурмфюрер Министерства иностранных дел доктор Норман Ферстер.

Для вывоза предметов искусства из Царского Села командование 18-й армии из группы «Север», осаждавшей Ленинград, осенью 1941 года послало колонну грузовиков, возивших боеприпасы, которые ушли в Германию, груженные экспонатами музеев. Из дворца в Царском Селе был вывезен даже наборный пол, старинная мебель, библиотека в 6–7 тысяч книг на французском языке и свыше 5 тысяч книг и рукописей на русском.

Но самое страшное заключалось не только в том, что немцы тащили в Германию все, что считали ценным, а в их пренебрежительном отношении к нашей культуре и наследию.

Генерал-фельдмаршал фон Рейхенау в секретном приказе немецким войскам писал: «Никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения».

Это фактически был карт-бланш на варварское уничтожение дворцов-музеев пригородов Ленинграда.

Директор Павловского дворца-музея Анна Ивановна Зеленова, возможно, поняла это раньше других. Уже 28 сентября 1941 года она писала в своем дневнике: «Это война не только за захват и освобождение территории. Это война двух систем, что ясно видно из вандализма фашистских извергов, когда они могут протянуть свои грязные лапы к памятникам нашей национальной материальной и духовной культуры... Вот почему борьба за сохранение памятников нашей культуры является составной частью той великой битвы, которую ведем мы сейчас...»

Согласно данным Акта проверки наличия музейных ценностей пригородных дворцов-музеев 1951 года, с учетом того, что удалось вернуть из Германии, в Царском Селе Екатерининский дворец-музей потерял за время войны 30 151 предмет из 42 172, а в коллекции Александровского дворца из 30 382 предметов было утрачено 22 628. В Павловском дворце-музее числилось по инвентарным описям 22 133 предмета, а за период войны было утрачено 8715 предметов, в Гатчинском дворце-музее числилось по инвентарным описям 54 030 предметов, за период войны утрачено 38 152 предмета.

ГАТЧИНА

До войны Гатчинский дворец именовали пригородным Эрмитажем, здесь хранилась уникальная коллекция из 54 тысяч ценнейших экспонатов, была научная библиотека (около 24 тысяч томов книг и журналов) и фототека, включавшая более 13 тысяч фотографий и негативов.

Несмотря на героический труд музейщиков, эвакуировать удалось только 8 тысяч экспонатов в Удмуртию и почти 3 тысячи предметов вывезли в Ленинград. Спасли все экспонаты из драгоценных металлов, гобелены, оружие XVI–XIX веков, коллекцию миниатюр, живопись (Терборх, Жувене, Боровиковский, Кипренский, Крамской, Орловский, Маковский, Репин, Кустодиев, Поленов и др.). Выставку костюмов XVIII–XIX веков, 2,5 тысячи единиц китайского и японского фарфора, почти весь русский и западноевропейский фарфор, образцы гарнитуров мебели, ломоносовские мозаики, английские телескопы и весь архитектурный архив. В своем дневнике Серафима Николаевна Балаева, сотрудник Гатчинского дворца-музея, так описала работу в начале войны:

«22 на 23 июня. Ночь. Упаковка Ружейного арсенала...
23 июня — 4 июля. Упаковка вещей 1 и 2-й очереди (по эвакуационным спискам). Разобраны парадные комнаты Павла I... приемные комнаты Александра III, начаты работы по разборке комнат Николая I.
4 июля. Перевозка ящиков (162) на Балти[йский] вокзал. Дежурство на вокзале при вещах.
5 июля. Погрузка в вагоны (два американских).
7 июля. Отъезд 1-го эшелона».

Последние два ящика, № 69 (бронза) и 70 (кладовая № 137), были запакованы 6 сентября.

Но, несмотря на героические усилия, Гатчина пострадала очень сильно: дворец был сожжен, мосты взорваны, парк заминирован, деревья вырублены, уникальные экспонаты утрачены. Ряд из них были обнаружены после войны: так, в июне 1944 года из Пудости вернули мебель, украденную из комнат Николая I и Александра III, а в Рижском замке в марте 1945 года объявились картины из коллекции дворца.

ПАВЛОВСК

Павловский дворец и парк были оккупированы с 15 сентября 1941 года по 24 января 1944 года. «Если Павловский парк пострадал сильнее всего, то Павловский дворец сохранился лучше других...» — говорилось в докладе сектора охраны памятников искусства при управлении по делам искусств Исполкома Ленгорсовета. Во многом Государственный музей-заповедник «Павловск» обязан этим своему бессменному директору Анне Ивановне Зеленовой, которая вместе со своими сотрудниками умудрилась уберечь ценности и от распродаж в 30-е годы, и в годы войны. До прихода немцев удалось вывезти коллекцию фарфора, все гобелены, архивные документы XVIII века, все чертежи Камерона, Бренна, Росси, Томона, Гонзаго, Воронихина, коллекцию миниатюр, образцы гарнитуров мебели. Экспонаты были отправлены в Горький, где хранились в Строгановской церкви и областном краеведческом музее, часть предметов увезли в удмуртский город Сарапул, последнюю партию переправили в Ленинград, где ценности хранились в подвалах Исаакиевского собора. Что невозможно было вывезти, прятали на месте в обстановке строжайшей секретности. Так, античную скульптуру замуровали в подвале дворца, для захоронения парковой скульптуры вырыли специальные ямы со слоем песка на дне, закопанные статуи сверху маскировались дерном.

А.И. Зеленова так описывала начало войны в своем дневнике: «15 сентября. Сильные повреждения принесли оружейный обстрел, авиация и снаряды... Многие деревья должны быть вырублены, так как сильно повреждены осколками бомб и снарядов (насквозь пробиты стволы, некоторые из них расщеплены, ветви поломаны)... Бронзовая и мраморная скульптура парка захоронена и почти полностью законсервирована, за исключением памятника Павла и памятника Марии Федоровны...»

За время войны в Павловске было утрачено 8715 из 22 133 музейных предметов, в парке площадью 600 га было вырублено около 70 тысяч деревьев, ландшафты его были изуродованы множеством воронок от бомб и снарядов, окопами и другими оборонительными и фортификационными сооружениями. Практически полностью была уничтожена гидросистема парка.

ПЕТЕРГОФ

По традиции ежегодно сезон любимого ленинградцами Петергофа открывался 22 июня, и в 1941 году Петергоф готовился к традиционному народному гулянью «Белые ночи». Однако вместо праздничного гулянья сотрудникам музея пришлось заняться совсем другими делами. «Надо было предприятие превратить в объект обороны и одновременно с этим спасать ценности дворцов и парков», — писал в воспоминаниях Мартин Ребанэ, который в то время был директором объединенных дворцов и парков Петергофа и Ораниенбаума. Из коллекции дворцов-музеев удалось вывезти все экспонаты благородных металлов, живопись павильонов Эрмитаж, Марли, Монплезир, Коттедж. Все предметы обихода, принадлежащие Петру I, его гардероб. Образцы всех гарнитуров мебели. Картины Райта, Бухгальца, Гаккерта, Ротари. Было спасено 60% фонтанной скульптуры. До вступления немецких войск из музея было эвакуировано свыше 14 тысяч предметов. Все они, кроме скульптуры, хранились в Новосибирске и Сарапуле. Скульптура была частично размещена в Исаакиевском соборе и на Товарной станции Московского вокзала.

Остальные статуи убрали в ящики и спрятали на территории парка: 55 мраморных статуй и бюстов закопали в Нижнем парке, 28 бронзовых статуй и ваз — в тоннеле Большого каскада. Все они благополучно пережили войну, кроме четырех бюстов, которые так и не нашли.

Самые большие и тяжелые статуи — Самсон, раздирающий пасть льву, Тритоны, Нева, Волхов Большого каскада, Тритон из Оранжерейного садика, четыре мальчика-тритона на Марлинском участке — остались на своих местах и были утрачены в годы войны. Самсона распилили на части и вывезли в Германию. После войны было решено воссоздать знаменитый фонтан, за год скульптор Василий Симонов изваял новую статую, а мастера завода «Монументскульптура» отлили фигуру в бронзе. Точная копия Самсона вернулась на прежнее место 31 августа 1947 года, став символом еще одной победы — над фашизмом.

ОРАНИЕНБАУМ

Хотя на подступах к городу шли ожесточенные бои, город не был захвачен германскими войсками и дворцово-парковый ансамбль не пострадал.

ЦАРСКОЕ СЕЛО (ПУШКИН)

До июня 1941 года, как и сегодня, в состав Государственного музея-заповедника «Царское Село» входили Екатерининский и Александровский дворцы с прилегающими одноименными парками и увеселительными сооружениями-павильонами, гротами, мостами и каскадами.
На спасение ценностей Царского Села у музейщиков было очень мало времени, немцы вошли в город Пушкин 17 сентября 1941 года. Несколько эшелонов с экспонатами были отправлены в Горький и Сарапул, а после бомбежки Горького переправлены в Новосибирск. К приходу немцев из дворцов-музеев вывезли все предметы из драгоценных металлов и отделанные золотом, серебром, самоцветами. Была эвакуирована почти вся художественная бронза, живопись бельэтажа Екатерининского дворца, экспозиционных залов Александровского дворца (среди картин были работы Ван-Остаде, Перуджино, Нестерова, Репина, Рериха и других), рисунки, чертежи, гравюры, относившиеся к Царскому Селу и окрестностям, образцы гарнитуров мебели, гардероб Екатерининского и Александровского дворцов.

Одновременно, как и в других пригородных дворцах, статуи закапывались в землю и маскировались. Спрятали 34 мраморные статуи и большую коллекцию мраморных бюстов, однако часть этих скульптур не удалось найти после войны, в том числе бесследно исчезла бронзовая статуя Екатерины II в виде богини Цереры и бронзовые копии античных мраморных статуй «Ниоба с дочерью» и «Спящая Ариадна». Пропала и знаменитая Янтарная комната. Янтарный кабинет был подарен Петру Великому в 1716 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I, а в 1755 году диковинку привезли в Екатерининский дворец. Интерьер создал Б.Ф. Растрелли по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Хрупкость материала, из которого была сделана комната, стала причиной того, что ее не вывезли из дворца в первые месяцы войны. «Из Екатерининского замка в безопасное место осенью 1941 года был вывезен Янтарный кабинет, подарок прусского короля», — сообщал Риббентроп в своем докладе Гитлеру. Немцы отправили комнату в Кенигсбергский замок, где она находилась до 1944 года. При отступлении немецких войск из Восточной Пруссии Янтарная комната была вновь разобрана, упакована в ящики и вывезена в неизвестном направлении. Решение о ее восстановлении было принято в 1979 году, и на воссоздание шедевра потребовалось 24 года.

Розыск предметов из Царского Села начался сразу после освобождения. Из произведений искусства, утраченных в период оккупации, найти удалось всего 400. До войны их было более 30 тысяч.

ДВОРЦОВЫЕ СОКРОВИЩА В ПОДВАЛАХ ИСААКИЯ

По распоряжению Ленгорсовета от 15 июля 1941 года было создано Объединенное хозяйство музеев (ОХМ), в задачу которого входило сохранение и охрана музейных ценностей из фондов пригородных дворцов-музеев, Музея истории Ленинграда и Летнего дворца Петра I, которые не смогли отправить в тыл. Местом хранения стал Антирелигиозный музей (так тогда назывался Исаакиевский собор, к тому времени его золотой купол уже был закрашен серой краской). В полумраке собора длинными рядами расположились сотни ящиков с надписями «Пушкин», «Павловск», «Гатчина». Кое-где группировалась уже распакованная мебель и другие ценности, требующие особой заботы.

С 25 августа 1941 года исполнение обязанностей директора Государственного антирелигиозного музея, а затем и Объединенного хозяйства музеев исполняла сотрудник Антирелигиозного музея Евдокия Лединкина, главным хранителем стала Серафима Балаева, сотрудник Гатчинского дворца. Кроме них, в соборе всю войну трудились хранители Ирина Константиновна Янченко из Гатчины, Анна Ивановна Зеленова и Бронислава Самойловна Волкинд из Павловска, Евгения Леонидовна Турова из Пушкина, Елена Николаевна Элькин, Анна Константиновна Сементовская и Алексей Алексеевич Черновский из Музея истории города, Марина Александровна Тихомирова из Петергофа, главный архитектор Исаакиевского собора Николай Устинович Малеин.

Как и всем ленинградцам в блокаду, сотрудникам музея особенно тяжело пришлось зимой 1942 года, когда температура в соборе была ниже, чем на улице. А весной сырость стала угрожать хранившимся сокровищам. Откачивали воду из подвалов, по очереди просушивали ящики, вместе бросались на спасение наиболее ценных экспонатов. Собор постоянно проветривали, чтобы высушить экспонаты. Здесь гуляли ледяные ветры, и заледеневшие изможденные сотрудники непрерывно таскали и перекладывали ящики, чтобы предотвратить разрушение ценностей. Отогревались все в маленькой кассе музея — будке, в которой топилась буржуйка и постоянно гудел чайник.

В конце блокады почти все вещи остались невредимыми, за исключением ораниенбаумской мебели и библиотечного материала из Музея истории города.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

Более 116 музейных предметов из пригородов Ленинграда были разрушены или разграблены.

После войны многие российские музейные ценности были обнаружены в особых хранилищах на территории Германии и Австрии: в замках Хохштадт (земля Гессен), Кольмберг и Нойшванштайн (Бавария), Когль, монастыре Буксхайм. Ценности советского происхождения направлялись в Берлин, в Восточный порт на склад Дерутра, оттуда по железной дороге — в Центральное хранилище в городе Пушкине, в хранилища Новгорода, Минска и Киева. Там музейные специалисты старались установить принадлежность экспонатов и возвратить их в учреждения культуры, откуда они были вывезены. После освобождения пригородов Ленинграда в январе 1944 года со всей остротой встал вопрос о путях повторной музеефикации пригородных дворцов-музеев. Ведь даже сохранившиеся экспонаты возвратить в музеи пока не могли, сначала нужно было восстановить разрушенные здания: дворец в Павловске был взорван, в Царском Селе немцы сожгли Екатерининский дворец, Китайский театр и павильон Эрмитаж, Александровский дворец был полуразрушен. Особенно сильно пострадал Петергоф — Большой Петергофский дворец был взорван и сожжен, миной замедленного действия взорван дворец Марли, немцы уничтожили каскады «Золотая» и «Шахматная гора», Большой каскад, дворец Монплезир был полуразрушен.

За восстановление культурного наследия взялись историки, музейные работники, архитекторы и жители Ленинграда. Так, например, ленинградцы приезжали на субботники в Петергоф и расчищали Верхний и Нижний парки. 10 мая 1945 года приказом по Управлению культурно-просветительными предприятиями Ленсовета был образован новый музейный комплекс — Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев г. Ленинграда, где были собраны экспонаты, возвратившиеся из плена и ссылки. Первая выставка, воспроизводившая убранство интерьеров Екатерининского, Петергофского и Гатчинского дворцов, открылась уже 9 июня 1946 года. Восстановление дворцов-музеев заняло несколько десятилетий. Так, в Павловском дворце практически все залы были открыты для посетителей в 1977 году, а дворцы и павильоны в Петергофе полностью восстановили лишь в 80-х годах ХХ века.

Возвращение утраченных ценностей продолжается и в наши дни, в основном находят вещи, которые оказались в частных руках. В декабре 1992 года постановлением Правительства Российской Федерации была образована Государственная комиссия по реституции культурных ценностей, итогом работы которой стало создание сводного каталога утраченных в минувшей войне ценностей, с которым может ознакомиться любой желающий. Постоянно разыскивают за рубежом свои утраченные экспонаты и сами музеи. Например, акварель неизвестного художника XVII века «Вид Монрепо» была найдена в Польше в Национальном музее Вроцлава и возвращена в Павловский дворец-музей. Вернулось из Германии в музей-заповедник «Царское Село» живописное полотно Ричи «Свадебная церемония царя», в Бремене была обнаружена одна из четырех мозаик Янтарной комнаты и комод из нее. В 2000 году в Екатерининский дворец вернулись два подлинных предмета первоначального убранства XVIII века — флорентийская мозаика и комод русской работы. Есть надежда, что и другие утраченные во время войны ценности вернутся на родину.
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть