Павел Федотов

Годы жизни: 04 июля 1815 - 26 ноября 1852
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Первые карикатуры Павел Федотов делал еще в детстве, наблюдая за соседями в купеческом районе Москвы. Критик Дмитрий Писарев говорил: «Федотов посвятил свой талант на изображение разнообразных явлений русской народной жизни». Не имея специального образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи, а его картинами «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и «Завтрак аристократа» восхищались Карл Брюллов
и Иван Крылов
.

Предоставлен сам себе: детство и юность художника

Павел Федотов. Автопортрет (фрагмент). 1848. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Павел Федотов и его товарищи по службе (фрагмент эскиза). 1840. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Портрет отца (фрагмент). 1837. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов родился 4 июля 1815 года в Москве. Его отец, Андрей Федотов, воевал в Русско-турецкой войне при Екатерине II
, за что получил в награду дворянский чин. Вернувшись домой, он вышел в отставку, женился на пленной турчанке и стал служить титулярным советником. Спустя несколько лет супруга скончалась, и Андрей Федотов обвенчался с молодой вдовой Натальей Калашниковой, матерью будущего художника.
Семья была большая: супруги воспитывали шестерых детей. Чтобы прокормить всех, отец много работал и почти не бывал дома. Павел Федотов вспоминал: «Старик был очень строг по службе, и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. Сапоги эти… принадлежали нерадивым или нетрезвым писцам; снятые за наказание, они оставались у нас до утра. <…> Честностью он обладал безмерною». Мать вела хозяйство в небольшом доме, и большую часть времени дети были предоставлены сами себе. Павел Федотов играл во дворе с соседскими детьми, часто дрался, катался с горок и бегал по крышам сараев. Особенно он любил забраться на чердак, где хранилась солома, и оттуда наблюдать за шумной улицей.
Наша многочисленная родня состояла из людей простых, неуглаженных светской жизнью; наша прислуга составляла часть семейства, болтала передо мной и являлась нараспашку… <…> Все, что вы видите на моих картинах (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видно и даже отчасти обсуждено во время моего детства: это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве.
Павел Федотов
В 1826 году 11-летнего Павла Федотова отдали в Московский кадетский корпус
. Он сразу оказался в числе отстающих учеников: практически все однокурсники получили хорошее домашнее образование и быстро выполняли задания учителей. Однако вскоре ситуация изменилась. Будущий художник много времени проводил за книгами, тщательно готовился к проверочным работам и редко прогуливал занятия.
Его любимыми предметами стали химия, математика и литература. Федотов мог несколько часов сидеть над хрестоматией и делать стихотворные переводы немецких од. Уже к концу первого года он стал лучшим воспитанником в классе, а в 1830 году за успехи в учебе будущему художнику присвоили чин унтер-офицера.
Федотов рассказывал: «Если на экзамене или при повторении уроков мне случалось запамятовать, ту или другую подробность, одну или две фразы, мне стоило закрыть глаза на минуту — и все забытое, будто откуда-то выпрыгнув, являлось предо мною, как написанное на бумаге». В свободное время Павел Федотов пел в хоре, учился играть на фортепиано и гитаре. Но главным его увлечением было рисование. Он делал карандашные портреты учителей, друзей и создавал карикатуры на одноклассников.

Выбор в пользу живописи

Павел Федотов. Группа солдат (фрагмент). 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года (фрагмент). 1838. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Федотов. Прогулка (Автопортрет с отцом и сестрой) (фрагмент). 1837. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1833 году Павел Федотов с отличием окончил кадетский корпус. Его имя внесли на почетную мраморную табличку в актовом зале — по традиции там были имена лучших воспитанников. Будущего художника в чине прапорщика распределили в лейб-гвардии Финляндский полк, и Павел Федотов переехал в Петербург. Он окунулся в столичную жизнь: ходил на светские вечера, играл с военными в карты и танцевал на балах. С собой будущий художник всегда носил карандаш и бумагу.
В автобиографической заметке живописец писал: «Первым опытом его передразнивать натуру был простой и пустой вид из окна; потом карандаш задел и прохожих. Далее он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже; это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять, и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи». Из-за небольшого жалованья светские развлечения ему вскоре стали не по карману. Поэтому Федотов стал больше времени уделять службе и серьезно занялся рисованием. Будущий художник начал копировать картины известных мастеров, а в поисках сюжетов для своих этюдов часто уходил пешком на окраины Петербурга: ему было интересно, как живут простые люди.
В 1834 году Федотов поступил на вечерние рисовальные курсы при Императорской Академии художеств
. Его определили сразу во второй класс, где студенты изучали анатомию и тренировались изображать части тела с гипсовых моделей. Несмотря на свободное посещение, живописец регулярно приходил на занятия. Павел Федотов не отдыхал и по выходным: он делал зарисовки из полковой жизни или писал портреты коллег. В этот период художник увлекся творчеством фламандских и голландских мастеров Адриана ван Остаде, Давида Тенирса Младшего, Адриана Брауэра.
Павел Федотов. Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка. Установка офицерской палатки (фрагмент). 1843. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Федотов. Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара. 1839. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Федотов. Отдых во время кампании (фрагмент). 1843. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
Летом 1837 года в лагерь лейб-гвардии Финляндского полка приехал великий князь Михаил Павлович, младший брат Николая I
. Он провел смотр войск и пообщался с гвардейцами. Этому событию Павел Федотов посвятил первую большую картину — «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года». Художник закончил акварель за три месяца. На полотне офицеры окружили члена царской семьи
, а солдаты на заднем фоне подкидывали вверх головные уборы. По совету полкового командира Павел Федотов представил картину князю — и получил восторженный отзыв: Михаил Павлович подарил живописцу бриллиантовый перстень и распорядился предоставить подпоручику долгосрочный отпуск. Павел Федотов уехал в Москву и с августа по декабрь 1837 года жил вместе с семьей. Дома он написал «Портрет отца» и акварель «Прогулка», на которой изобразил в парадной одежде себя, отца и сестру.
Когда Павел Федотов вернулся в Петербург, он продолжил ходить на курсы Академии художеств и много занимался. В его квартире были разные гипсовые модели и купленные в книжных лавках гравюры — живописец тренировался копировать детали. В 1839 году Павел Федотов начал новую картину — «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара». Он хотел изобразить, как открывали здания после реставрации: в 1837 году полностью сгорело два этажа императорской резиденции
. Но акварель он не закончил. Сначала Павла Федотова отправили в командировку, потом полк усиленно готовился к торжественному смотру, который проводил великий князь Михаил Павлович. После парада художник показал ему неоконченную картину и решился попросить пособие на краски и бумагу. Князь не только выделил Федотову деньги, но и пообещал показать начатое произведение Николаю I.
Павел Федотов. Передняя частного пристава накануне большого праздника (фрагмент). 1837. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. «Господа! Женитесь — пригодится!» (фрагмент). 1840-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Уличная сцена в Москве во время дождя (фрагмент). 1837. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вскоре живописцу пришло письмо: «Государь Император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц, и потребовать от него письменного на это ответа».
Павел Федотов долго думал над предложением императора. Он сомневался в своем таланте и даже обратился с советом к известному живописцу Карлу Брюллову. Мастер посмотрел работы офицера и посоветовал ему не бросать военную карьеру: по мнению Брюллова, художнику не хватало техники. Федотов остался на службе, но рисовать не бросил. В 1842 году поручик написал картину «Отдых во время кампании», а спустя год — «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка. Установка офицерской палатки». В 1843 году Павла Федотова назначили командиром роты. Новая должность предполагала много обязанностей, и на занятия живописью перестало хватать времени. В январе 1844 года он оставил полк и рискнул стать вольным художником.

Знаменитые картины Федотова: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора»

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крест) (фрагмент). 1847. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Сватовство майора (фрагмент). 1848. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павлу Федотову назначили пенсию, однако этих денег было недостаточно, чтобы содержать родственников в Москве и продолжать жить в Петербурге привычной жизнью. Тогда художник переехал в маленькую квартиру на окраине Васильевского острова и ограничил себя во всем, чтобы отложить деньги на краску и холсты. Как бывший военный Федотов выбрал своим направлением батальную живопись. Он ходил на уроки к профессору Академии художеств Александру Зауервейду.
В этот же период Федотов сделал эскизы картин «Французские мародеры в русской деревне, 1812 год», «Переход егерей вброд через реку на маневрах» и «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника». Одновременно Федотов делал небольшие комические зарисовки для друзей. Критик Писарев говорил: «Сатирический склад его ума не позволял ему обратиться к исторической живописи, требующей строгого, книжного изучения, и побуждал его вглядываться в живые явления окружавшей его действительности». Через общих знакомых рисунки художника попали в руки к известному баснописцу Ивану Крылову. Именно он посоветовал Федотову вместо сражений обратиться к обычной жизни.
Старая страсть к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни, прорывавшаяся уже и прежде, очень естественна у человека, у которого средств к наслаждению были только глаза — глядеть на наслаждение других… а теперь, получивши поощрительный отзыв и благословение на чин народного нравоописателя от И.А. Крылова, теперь страсть эта на свободе развилась вполне так, что профессор его Зауервейд (баталист) нашел нелишним оставить ученика своего собственному влечению, и тогда начались по временам появляться уже сложные эскизы.
Павел Федотов. Из автобиографической заметки
К 1847 году Федотов написал по уже имевшимся у него наброскам картину «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крест». Это было первое сюжетное полотно Федотова, ради его написания он освоил технику маслом. Художник вспоминал: «Это мой первый птенчик, которого я «нянчил» разными поправками около девяти месяцев». На картине изображен бедный чиновник, который хвастается перед кухаркой своим первым орденом. Он выглядит комично в нелепой и тесной обстановке: на нем затертый до дыр халат вместо римской тоги и папильотки в волосах, похожие на лавровый венок. На полу валяются бутылки и объедки, под лавкой спит товарищ, который не смог дойти домой после пирушки. Кухарка смотрит на непутевого барина снисходительно, с насмешкой и подает ему единственные сапоги.
Павел Федотов. «Все холера виновата!» (фрагмент). 1848. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Федотов. Зимний день (фрагмент). 1850-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Федотов. Завтрак аристократа (фрагмент). 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Весной 1848 года художник закончил еще одно полотно — «Разборчивая невеста». Сюжет Павел Федотов позаимствовал из одноименной басни Крылова: высокомерная девушка отказывала многим юношам и в итоге вышла замуж за старого и горбатого. В центре картины живописец изобразил невесту средних лет и жениха на коленях перед ней. За сценой тайно наблюдали родители: они уже отчаялись выдать дочь замуж и с нетерпением ждут ответа. Федотов скрупулезно работал над деталями. У ног жениха он написал брошенные в порыве цилиндр и перчатки, а щеки невесты сделал чересчур красными: с помощью румян и пудры она скрывала свой возраст. Писарев вспоминал: «Этот укор, облеченный в игривую форму, при первом взгляде возбуждает смех; но за этим смехом и со стороны художника, и со стороны зрителя слышится худо сдержанное, тяжелое чувство».
Обе картины Павел Федотов показал Карлу Брюллову. В этот раз мастер высоко оценил произведения художника и предложил ему поучаствовать в выставке Академии художеств. Тогда Федотов рискнул представить и эскиз своей новой работы «Сватовство майора». У живописца не было денег на краски и холст, и Брюллов добился от Академии художеств денежного пособия художнику и статуса «кандидата в академики»: в случае успеха новой картины Федотов получал престижную степень.
Живописец сразу принялся за работу. Он искал натурщиков для «Сватовства майора» на улицах Петербурга: прислугу на втором плане Федотов списал с продавцов на городских рынках, а купца — со случайного прохожего.
Павел Федотов. Игроки (фрагмент). 1852. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина
Павел Федотов. Офицер и денщик (фрагмент). 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Федотов. Модная жена (Львица) (фрагмент). 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Наконец, однажды у Аничкова моста я встретил осуществление моего идеала. И не один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Я проводил мою находку до дома, потом нашел случай с ним познакомиться, волочился за ним целый год, изучил его характер, получил позволение списать с моего тятеньки портрет (хотя он считал это грехом и плохим предзнаменованием) и тогда только внес его в картину.
Павел Федотов
Павел Федотов не выдумал ни одной детали на картине. Чтобы найти нужный интерьер, он под разными предлогами заходил в купеческие дома и запоминал, как выглядит мебель. Люстру «с закоптелыми стеклышками, которая сама так и лезла в картину», как вспоминал Федотов, он увидел в одном из трактиров города. «Сватовство майора» было готово к концу 1848 года. В центре композиции художник изобразил убегающую невесту, которую за платье сдерживала мать. Сваха
привела в дом жениха-майора, и девушка смутилась. Однако к его приезду в доме готовились: и мать, и дочь еще днем в вечерних платьях, на столе стоит шампанское. Купец стоит в углу за их спиной и спешно пытается застегнуть сюртук.
Единственный, кто не волнуется по поводу будущего брака, — жених. Майора Федотов изобразил за дверью, он стоит и подкручивает ус и наблюдает за переполохом. Такие неравные браки между обедневшими дворянами и богатыми купеческими дочерьми были выгодны обоим: жених получал деньги, а невеста — титул. К полотну художник сочинил стихотворное объяснение, целую поэму, в которой рассказывал о неудачной службе майора и его решении жениться:
И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, —
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек доберусь!»
Павел Федотов. Поэма «Рацея»

Блеск и нищета: последние работы художника

Павел Федотов. Домашний вор (Муж-вор) (фрагмент). 1851. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Федотов. Первое утро обманутого жениха (фрагмент). 1844. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Мышеловка (Бедной девушке краса — смертная коса) (фрагмент). 1846. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Осенью 1849 года на выставке в Академии художеств представили сразу три картины Павла Федотова: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Все они имели колоссальный успех. Знакомый Федотова Андрей Дружинин вспоминал: «Имя Павла Андреевича гремело по городу. Его сослуживцы и друзья находились в полном восхищении. Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народа. Все пространство от картин до двери было запружено любопытными: едва-едва, с помощью лорнета и приподнявшись на цыпочки, успел я усмотреть за толпою картины, столь мне знакомые». За картину «Сватовство майора» Павел Федотов получил звание академика.
Однако слава привлекла и внимание цензуры. Федотов лишился дохода, потому что чиновники запретили делать литографии с картины «Свежий кавалер». Тогда художник решил продать две картины, «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», меценату Федору Прянишникову. Тот сначала обещал 2000 рублей за работы, но в последний момент заплатил только половину. Живописец был вынужден согласиться на такие условия: у него уже совсем не было денег. Федотов пробовал сотрудничать с журналами. Для «Иллюстрированного альманаха» Некрасова
он иллюстрировал рассказы Достоевского
, для сатирического «Вечером вместо преферанса» — собственные басни. Однако в печать издания не вышли: цензура усмотрела в них критику монархического строя.
Павел Федотов. Портрет Ф.Е. Яковлева (фрагмент). 1847. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Портрет Надежды Жданович за клавесином (фрагмент). 1849. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Федотов. Спящая красавица со свечой (фрагмент). 1840-е. Частное собрание
Зимой 1849 года Павел Федотов отправился в Москву. Его отец серьезно заболел, а беременная вторым ребенком сестра лишилась мужа. Художник взял на себя все хлопоты по хозяйству. Чтобы заработать, он организовал выставку своих работ. Туда вошла уже знаменитая «Разборчивая невеста» и эскизы, которые он делал в альбомах на протяжении многих лет: «Мышеловка», «Художник в старости» и другие.
Из желающих увидеть картины выстроилась очереди. Живописец вспоминал: «Новым знакомствам и самым радостным, теплым беседам нет конца. В участи моего отца и сестры-вдовушки первые лица в городе приняли участие; с Божьей помощью я надеюсь, что их обеспечат навсегда».
Федотов вернулся в Петербург только в 1850 году. Он написал картины «Молодой человек, играющий с собакой», «Портрет Федора Ефимыча Яковлева» под заказ и «Завтрак аристократа». В 1851 году художник закончил произведение о судьбе сестры «Вдовушка». Усиленные занятия и постоянная потребность в деньгах сказались на психическом здоровье Павла Федотова. Его последней картиной стала «Анкор, еще анкор». На ней художник изобразил одинокого военного, который от скуки заставляет прыгать собаку. Полотно так и осталось неоконченным: весной 1852 года Федотов сошел с ума
. Друзья поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, однако из-за жестокого обращения осенью этого же года перевели художника в больницу Всех Скорбящих Радости.
Павел Федотов. Вдовушка (фрагмент). 1851–1852. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Анкор, еще анкор (фрагмент). 1851–1852. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Молодой человек, играющий с собакой (фрагмент). 1850–1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва
26 ноября 1852 года, в 37 лет, Павел Федотов скончался. Критик Владимир Стасов
писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1836 году его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры
.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна