Валентина Серова

Годы жизни: 23 декабря 1917 - 11 декабря 1975
Страна: Украина
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Валентина Серова стала известна, когда снялась в комедиях «Девушка с характером» и «Сердца четырех»
. В театре она играла в драмах Максима Горького
и Эдмона Ростана. За роль в историческом фильме «Глинка» Серовой вручили Сталинскую премию. А военная картина с ее участием «Бессмертный гарнизон» была удостоена почетных дипломов Венецианского кинофестиваля. Муж актрисы, поэт Константин Симонов
, посвятил ей свое знаменитое стихотворение «Жди меня, и я вернусь…»
.

Актриса с детства: «мальчишечьи» роли Валентины Серовой

Валентина Серова. Фотография: kino-teatr.ru
Валентина Серова в гримерке. Фотография: kino-teatr.ru
Валентина Серова. Фотография: mega-stars.ru
Валентина Серова (в девичестве Половикова) родилась в Харькове, в семье актрисы Клавдии Диденко и инженера-гидролога Василия Половикова. Вскоре после рождения дочери мать отправилась в Москву, чтобы учиться в школе Малого театра
. Валентина Серова жила в это время у бабушки и дедушки по отцовской линии, на хуторе недалеко от Харькова. К началу 1920-х годов брак родителей распался, и Клавдия Половикова с дочерью и сестрами окончательно перебралась в Москву. Там она служила в Студии Малого театра, затем переименованной в Новый театр
.
Валентина Половикова впервые вышла на сцену студии в девять лет. Дебютной для нее стала роль шестилетнего мальчика Давида в драме Ромена Роллана «Настанет время». В том же, 1928 году Валентина Половикова сыграла сына Эсфири в пьесе Якова Гордина «За океаном». Годом позднее ей досталась еще одна «мальчишечья» роль — слуги в спектакле «Кин, или Беспутство и гений» Александра Дюма — отца.
В 1933 году Валентина Половикова поступила в Центральный техникум театрального искусства
, а уже на следующий год ее приняли в Театр рабочей молодежи (ТРАМ, ныне — театр «Ленком»
). В ТРАМе Половиковой сразу стали доверять крупные роли. В 1934 году она сыграла Франци в пьесе Александры Бруштейн «Продолжение следует», в 1935-м — Любовь Гордеевну в комедии
Александра Островского
«Бедность не порок». Еще через год Серовой досталась эпизодическая роль комсомолки Лизы в кинодраме Абрама Роома «Строгий юноша». Однако фильм сочли слишком «буржуазным» и запретили к показу.

Брак с Анатолием Серовым

Валентина Серова в роли Кати Ивановой в художественном фильме Константина Юдина «Девушка с характером» (1939)
Валентина Серова с первым мужем Анатолием Серовым. 1930-е. Фотография: wikipedia.org
Валентина Серова с сыном Анатолием. Фотография: wellnesso.ru
3 мая 1938 года Валентина Половикова была в гостях у летчика Анатолия Ляпидевского, где познакомилась с его коллегой Анатолием Серовым. Это имя было тогда у всех на устах: Серов недавно вернулся из Испании, где участвовал в Гражданской войне. За военные заслуги летчик в 27 лет получил звание полковника, весной 1938-го стал Героем Советского Союза.
Предложение руки и сердца последовало на третий день знакомства, а уже 11 мая Серов и Половикова поженились. Анатолия Серова назначили начальником Главной летной инспекции Военно-воздушных сил Красной армии. Супругам предоставили пятикомнатную квартиру в Лубянском проезде.
В 1938 году ТРАМ переименовали в Московский театр имени Ленинского комсомола. Главным режиссером был назначен Иван Берсенев, который пригласил в труппу актеров МХАТа
 — Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Аркадия Вовси. Серова играла Машу в пушкинском «Дубровском» и Тоню Туманову в спектакле по роману Николая Островского «Как закалялась сталь»
. В спектакле «Зыковы», который поставила Серафима Бирман, были заняты лучшие артисты. Серова в этой пьесе исполнила роль Павлы.
20 марта 1939 года прошла премьера фильма Константина Юдина
«Девушка с характером». В комедии об освоении Дальнего Востока и борьбе с бюрократами Валентина Серова сыграла главную роль. Этот образ вскоре сделал ее знаменитой на всю страну.
Серова в кино — это «социальный типаж», в ее лице, повадке, облике было то, что мечтал увидеть зритель. Она создала новый социальный тип молодой, очаровательной, влекущей к себе задорной советской девушки. У Серовой было красивое, выразительное лицо, были юмор, естественность… Тогда на кинематографическом небосклоне царили Любовь Орлова
и Марина Ладынина
. Серова по праву встала рядом с ними.
Из книги Виталия Вульфа
«Пленительные женщины»
11 мая 1939 года, ровно через год после свадьбы, комбриг Анатолий Серов проводил тренировочный полет на самолете УТИ-4. Вторым пилотом была Полина Осипенко — участница легендарного «женского» перелета из Москвы на Дальний Восток. Случилась авария, и оба летчика погибли на месте. Осипенко был 31 год, Серову — 29. Прах героев захоронили в Кремлевской стене
, одну из погребальных урн по Красной площади нес сам Иосиф Сталин. Спустя четыре месяца у Валентины Серовой родился сын, которого она назвала в честь покойного мужа Анатолием.

«Жди меня, и я вернусь»

Валентина Серова со вторым мужем Константином Симоновым на фронте. Фотография: kulturologia.ru
Валентина Серова (слева) в роли учительницы Надежды Кулагиной и Ирина Федотова в роли Вари Одинцовой в художественном фильме Владимира Юренева «Весенний поток» (1940)
Валентина Серова в роли Лизы Ермоловой и Лев Свердлин в роли Миши Вайнштейна в художественном фильме Бориса Иванова и Александра Столпера «Жди меня» (1943)
В 1940 году Валентина Серова снялась сразу в двух картинах: «Весенний поток» и «Сердца четырех». В обеих она исполнила главные роли — сельской учительницы Надежды Кулагиной и математика Галины Мурашовой. Фильм о перевоспитании трудного подростка «Весенний поток» сразу вышел на экраны. А премьера летней комедии «Сердца четырех» состоялась лишь в 1945 году.
В театре Серова играла Роксану в спектакле «Сирано де Бержерак» и Катю в пьесе начинающего писателя Константина Симонова «История одной любви». Вскоре Симонов начал ухаживать за актрисой. Почти всю его предвоенную лирику и стихи о любви военных лет он посвящал Серовой. В июле 1941-го на даче у друга Льва Кассиля в Переделкине
поэт написал стихотворение с посвящением «В. С.»:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Во время Великой Отечественной войны
Симонов служил военным корреспондентом. В командировках он читал «Жди меня» бойцам и коллегам. 9 декабря 1941 года автор прочел стихотворение в радиоэфире, а спустя месяц его напечатали в газете «Правда». В 1975 году Симонов рассказывал в интервью на ташкентском радио: «Самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонаря переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека».
В 1942 году вышел сборник стихов Симонова, в котором был опубликован цикл «С тобой и без тебя». Перед этим лирическим дневником стояло посвящение: «Валентине Васильевне Серовой». А в 1943 году в Алма-Ате, куда были эвакуированы
киностудии «Мосфильм»
и «Ленфильм», вышла картина «Жди меня»
. Сценарий к фильму написал Симонов, взяв за основу собственное стихотворение. Главную роль сыграла Валентина Серова. Ее героиня Лиза Ермолова была женой летчика, как когда-то и сама актриса. Но в кино по сюжету муж героини остался жив.
В том же году Валентина Серова и Константин Симонов поженились. Всю войну они вместе ездили на фронт в составе концертных бригад.

Последние годы жизни Валентины Серовой

Второй муж Валентины Серовой, поэт, журналист и военный корреспондент Константин Симонов за работой в годы Великой Отечественной войны. Фотография: Георгий Петрусов / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Валентина Серова в роли Джесси в спектакле «Русский вопрос». 1940-е. Государственный театр «Ленком», Москва. Фотография: семейный архив Лары Симоновой / russiainphoto.ru
Валентина Серова. 1940-е. Фотография: семейный архив Лары Симоновой / russiainphoto.ru
В «Ленкоме» одну за другой ставили пьесы Константина Симонова. Главные женские роли в них были написаны для Валентины Серовой. В драме 1944 года «Так и будет» актриса сыграла главную героиню — Ольгу, дочь архитектора, которая влюбилась в офицера. Во второй части пьесы действие происходило в будущем, а Великая Отечественная война была показана как далекое воспоминание.
Пьеса «Под каштанами Праги» рассказывала о жизни чешской семьи в последние дни войны. Здесь Серова играла юную Божену Прохазку, полюбившую русского солдата. В спектакле 1946 года «Русский вопрос» актрисе досталась роль американки Джесси — «человека не только несчастного, но и растленного капиталистическим миром», как описывали этого персонажа советские критики.
Константин Симонов — на тот момент уже секретарь Союза писателей и главный редактор журнала «Новый мир» — путешествовал по миру как посланник культуры Советского Союза. Иногда Серова ездила с ним.
В 1946 году Валентина Серова снялась в фильме Лео Арнштама «Глинка» в роли жены композитора. Ее матушку, Луизу Карловну, сыграла Клавдия Половикова: так мать и дочь в первый и последний раз оказались на экране вместе. Фильм «Глинка» был представлен на первом Каннском кинофестивале
, а годом позже получил Сталинскую премию.
В 1950 году Серова перешла из «Ленкома» в Малый театр
, а с 1951-го работала в Театре им. Моссовета
. Там она играла Лидию в спектакле «Сомов и другие» по произведению Максима Горького.
В 1956 году жюри Венецианского кинофестиваля присудило диплом за высокое режиссерское мастерство фильму «Бессмертный гарнизон». Сценарий картины о защитниках Брестской крепости
написал Константин Симонов. Валентина Серова сыграла жену начальника гарнизона, Марию Батурину. Эта роль оказалась ее последней значительной работой.
С 1964 года до конца жизни Валентина Серова входила в труппу Театра киноактера
. За это время она сыграла всего девять театральных ролей. В кино после «Бессмертного гарнизона» ее трижды приглашали на эпизодические роли, одну из которых при монтаже вырезали. Ее последней работой стал образ генеральши Кукарниковой в фильме 1973 года «Дети Ванюшина». 11 декабря 1975 года Валентины Серовой не стало.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна