Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Календарные обряды донских малороссов

Этнос: Украинцы
Конфессия: Православие
Язык: русско-украинский говор
Паспорт объекта
У донских малороссов зафиксированы обряды святочного, масленичного и весенне-летнего периодов. К числу святочных относятся существовавшие в прошлом обходы дворов под/на Рождество и Новый год, обычаи ходить со звездой и ряжеными, «кормыть мороза» под Крещение. В святочных обходах дворов участвовали разные половозрастные группы населения: женщины, мужчины, дети. Их песенный репертуар также был диффе-ренцирован.

Во время масленичной недели обходили дворы парней и девушек предбрач-ного возраста («Хоме штаны шиють»), делали чучело и устраивали проводы Масленицы. Ко времени прилета скворцов выпекали печенье в форме птиц («жаворонков», «птичек»), на Средокрестье пекли кресты («куличи»). На Троицу, как и во многих других местно-стях, устилали пол жилища травами: полынью («полынэць»), чебрецом, осокóй; вставляли в двери, ворота, подвешивали на гвоздь «клéчання» – связанные в букет ветки тополя, клена, березы. На Ивана Купалу девушки гадали о замужестве.

В XVII – начале XX вв. малороссами (малороссиянами, южноруссами) называли выходцев из Малороссии. Этот термин использовали и донские историки, краеведы, фольклористы по отношению к переселенцам из Малороссии, которые в качестве самоназвания сохранили этноним «хохлы». На Дону зафиксированы также термины, производные от топонимов: «тавричаны» (потомки переселенцев из Таврической губернии), «салуны» (из Сальских степей), «манычаны» (с реки Маныч). Люди, затрудняющиеся в определении своей этнической принадлежности, именуют себя «перевертыши», «пэрэвэртни», «суржа якась».


У донских малороссов зафиксированы обряды святочного, масленичного и весенне-летнего циклов. За исключением святочного «посевания», они ушли из активного бытования, но сохранились в памяти исполнителей пожилого возраста.


Перед Рождеством на угольничек (треугольный столик), посыпанный сеном, клали рождественский калач овальной формы, украшенный сверху «косичками» из теста, и кутью. Раньше этот калач – атрибут аграрной магии – по окончании святочного периода хранили в посевном зерне и съедали, когда выезжали сеять. Под Рождество (6 января) носили богатую кутью. И. Антонов в очерке о слободе Криворожье приводит текст приговора во время вечерней трапезы накануне Рождества, когда «кутью и взвар выносят из угла на стол»: «Собъ кутя на покутя, А узварь на базарь, А ты чиревый (плешивый) погоняй». До ужина кутья и взвар стояли на разостланном душистом сене на пóкути (Антонов 1877)[1]. По мнению С. Пономарева, зафиксировавшего подобный обычай в станице Луганской, кутья и взвар «стоят в святом углу на сене в память о том, что Христос родился в яслях» (Пономарев 1876).


«Ввэчери на Рожество» женские или смешанные группы колядовали – обходили дворы с пением колядок, адресованных хозяйке и хозяину: «Ой, уставай, панэ, та застылай столы», «А в нашого хозяина сэрэд двору дрэво». В прошлом при обходах пели также псальмы «Нова рада стала», «Ночь тиха над Палестиной», «В стране иудейской Вифлеем стоит», псальму-щедровку «Сив Исус Христос тай вечеряты», стихи «Рождество Христово ангел прилетел», «Выйды, Господь, выйды творец», «Ишла Мария лугом-берегом».


Мужчины и парни утром 7 января рождествовали, за что их одаривали калачом (плетенкой). Обходя дворы, они исполняли тропарь «Рожество твое Христе Боже наш» и кондак «Дева днесь пресущественного рождае». У донских малороссов существовала традиция ряженья на Рождество: в слободе Нижне-Нагольной были известны «цыгане», в станице Луганской – «цыган с кобылой или медведем, коза и журавль» (Пономарев 1876).


Экспедициями последних лет зафиксирован бытовавший в прошлом обычай ходить со звездой. В станице Ново-Николаевской (у Азовского моря) в первый день Рождества с трех часов ночи ходили звездовать. Звезду делали из сита, украшенного цветной бумагой, фольгой, и прикрепляли к шесту. В станице Старочеркасской со звездой ходили поляки, в слободе Нижне-Нагольной волхвов со звездою изображали молодые женатые мужчины. Аналогичный обряд существовал и в хуторе Большая Кирсановка. По свидетельствам С. Пономарева и А. Миртова, традиция эта была жива в станицах Луганской и Митякинской на Северском Донце в XIX – начале XX века. Вот как описывает ее С. Пономарев: «Музыка. Появляются школяры – мальчики, изображающие древних волхвов со звездою, сделанной из промасленной бумаги, ходят из дома в дом и поют священные песни. Это те самые славельщики, которые еще утром обегали дома и говорили скороговоркой различные рацеи». Автор цитирует произносившийся скороговоркой текст: «Царь Ирод возмутился, что Христос народился, наелся, напился и задушился… Вас с праздником поздравляю!» (Пономарев 1876, с. 2).


На Новый год женщины и девушки пели щедровки или песни о Меланке (щедровали, мэланкувалы): «Дивка Мария по гори ходыла», «Подружка моя, мы до тэбэ прыйшлы», «Мыланка ходыла, Васылька просыла». Чрезвычайно красочно обрядовый контекст (состав участников обхода дворов под Новый год в слободе Маньково-Калитвенской и произносимые ими обрядовые формулы) описал А.М. Листопадов: «На Меланкинъ день, пидъ Новый годъ, дивчата ходють щидровать. Слидом за ными бига всяка шантрапа: хлопчата та маненьки дивчата, та кричать пидъ викнами: «Добрый вечирь! Звелить щидрувать (або миланькувать)». – «Щидруйте на здоровье!» «А тодди й почина одна, яка схоче, а потимъ уси» (Записи народных песен А.М. Листопадова 1911, с. 360). В примечаниях к поэтическим текстам собиратель поместил прыказки, произносимые «по окончании пения»: «Дай, Боже, добрый вечиръ – Вынимайте пыригъ зъ печи!»; «Дайте пыригъ зъ рукамы та зъ ногамы, щобъ бигъ за намы!»; «Ны даете пырога, возьму вола за рога, кобылу за чупрыну тай выведу на могылу!»; «Дайте ковбасу, до дому понесу! А ще мало – кусокъ сала, а ще тришки – кусокъ пышки!» (Записи народных песен А. М. Листопадова 1911, с. 360).


Под Новый год девушки гадали (Антонов 1877, Пономарев 1876). Утром 14 января мужчины и мальчики посивалы (посыпалы) – обходили дома и разбрасывали по полу зерно с пением песен «Ходыв Илья до Васыля», «Ульяна и Василий по полю ходылы» и др. Обходчиков называли посивалныки, засивалныки.


Обряд посивания, зафиксированный в слободе Криворожье, в основных чертах совпадает с описаниями И. Антонова, опубликованными более 100 лет назад (Антонов 1877). В слободе Криворожье: «Посивають мальчики и мужчины после 12 часов ночи и до утра. „Посивающий“ с самого порога садится на присядки, идёт в Святой угол и квохчет: «Кво-кво-кво», чтобы во дворе было много птицы. Потом встает, вынимает зерно из кармана и через каждые пять-шесть слов бросает в Святой угол – «посивает»: «А в поли, в поли сам плужок ходыв». В сл. Маньково-Калитвенской «посивалныки» спрашивали разрешения у хозяев: «Пустить посивать». Те отвечали: «Проходьтэ». Некоторые отказывали: «Нечего давать». Рассыпанную пшеницу потом собирали и отдавали курам, «шоб квочки сидалы» (несли больше яиц). С этой же целью в слободе Криворожье «собирали верх с кутьи» (богатой – рождественской и голодной – крещенской) и отдавали курам (Антонов 1877).


Под Крещенье – на голодную кутью – насыпали в чашечку кутью и выносили «мороза кормыть», чтобы не поморозил телят и ягнят. И. Антонов опубликовал текст приговора: «Вечером, когда едят кутью, то зовут мороза: «Мороз, мороз, иди к нам кутью есть, да не поморозь жито, пшеныцю, овэс, все озимое и яровое и всех странствующих»» (Антонов 1877).


На масленичной неделе в четверг женатые люди «Хоме штаны шиють». Так называли обход домов молодежи предбрачного возраста, во время которого к ногам отца или парня вязали колодку (дрючок) с помощью полотенца или платочка, оставляя их в подарок – «к богатству». Те должны были откупиться бутылкой вина. Старики делали чучело из соломы, одевали на него жакет и в воскресенье (нэдилю) провожали Масленицу. Традиционными блюдами на масленичной неделе были «варэныки з сыром» (творогом) и блинцы (тонкие, на всю сковороду «до нэдили») «з сыром» и повидлом.


В слободе Нижне-Нагольной на день Сорока мучеников (22 марта) выпекали печенье в форме птиц – жаворонков. Дети подкидывали их вверх и приговаривали: «Жаворонки, наши деточки, нате вам зимочку, а нам дайте леточко». В слободе Мальчевско-Полненской птичек пекли ко времени прилета скворцов.


На Средокрестье выпекали печенье в форме крестов – куличú, хранили его в пшенице, «чтобы был хороший урожай», разламывали и ели весной, когда выезжали в степь на сев: «Бывает, до Благовещенья обсеются или после Пасхи – какая весна».


Весенний календарный цикл представлен хороводами и играми, участниками которых были дети, подростки, парни и девушки. В числе игровых хороводов такие хорошо известные как «А мы просо сеяли», «По дорозе жук, жук», «Заинька, попляши». Вождение хороводов определяется информантами словосочетаниями ходить кружка («По дорозе жук, жук» и «Заинька, попляши») и ходить рядами («А мы просо сеяли»). Несмотря на наличие в репертуаре типичных таночных песен, бытующих в казачьих станицах по Северскому Донцу («В лесику бувал», «Куда здумаю – поеду», «А вечор моя милая»), ни сами танки, ни термин «танок» нами не зафиксированы.


Игры закреплены за детьми 9–14 лет и молодежью. К числу детских относят игры с приговорами: «Грибок», «Гуси, гуси». Излюбленным развлечением парней и девушек были «поцелуйные» игры: «Раз, два, три», «У тупала», «У соседа», «У голубку», «Валенки валялы». Эти игры были характерны и для уличных гуляний и для вэчира – девичника у невесты. В селе Маньково-Калитвенском зафиксирована игра, сопровождаемая песней «Ой, на гори грэчка, а там зайчик». На первый взгляд она имеет чисто спортивный характер: парни и девушки прыгают с опорой на обе ноги через «две кочерги» или «дрючка», сложенные в виде болгарского (андреевского) креста, двигаясь по кругу «против солнца». Однако само преодоление положенного на землю предмета-преграды чрезвычайно характерно для разного рода инициационных обрядов, в том числе брачных, и «кризисных» (по определению А. К. Байбурина) ситуаций, т. е. имеет ритуальную основу. Среди спортивных молодежных игр популярны «У пояса», «У пряжки» (в третьего лишнего), «У вышню», «В жука».


Весенний песенный репертуар уже в начале XX века состоял преимущественно из лирических песен. А. М. Листопадов отмечал: «Веснянки донские, как и вешние песни донских украинцев, – просто песни о любви, о взаимоотношениях молодежи обоего пола» (Листопадов 1953, с. 38).


К Троице, как и во многих других местностях, устилали пол жилища травами: полынью (полынэць), чебрецом, осокóй; вставляли в двери, ворота и подвешивали на гвоздь клéчання (квичало) – связанные в букет ветки тополя (шэлэстухи), клена, березы листьями вверх («лыстя в гору»). Клечання прикрепляли также к крестам на кладбище. На следующей после Троицы неделе травы собирали и высушивали. Целебные травы сохраняли до следующей Троицы, размачивали в воде для купания детей.


На Ивана Купалу девушки гадали о замужестве: одевали венки, сплетенные из мака, ромашки и других цветов, и окунались с головой в воду – венки оставались на поверхности воды. По тому, к какому берегу поплывет венок, определяли куда девушка выйдет замуж.



[1] Народные термины и названия (первые стихи) песен здесь и далее даны в орфографии авторов статей.

Фото

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть