Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Проголосные лирические песни села Сипавское Каменского района Свердловской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Одним из ярких центров бытования среднеуральских лирических проголосных песен является село Сипавское Каменского района Свердловской области. Эти песни принадлежат к двум стилевым пластам – более раннему, связанному с традиционной крестьянской лирикой, и позднему, в котором сочетаются признаки крестьянского и городского песнетворчества.

Специфика сипавских проголосных песен заключается в обилии огласовок и высокой степени распевности, которые запечатлены в народных терминах «качать мотив», «колыбать мотив». Кроме того в женском исполнительстве до настоящего времени сохранились черты некогда бытовавшего здесь мужского пения. До настоящего времени жанр сохраняется в живом бытовании.

Среди неприуроченных песенных жанров среднеуральской традиции центральное место принадлежит лирическим песням, в народной терминологии – проголосным. Этим термином старожилы на Урале обозначают все лирические песни независимо от их содержания и стадиальной принадлежности, а также сам факт их неприуроченности.


Ярким очагом бытования таких песен является село Сипавское Каменского района Свердловской области. Сипавские жители любят свои проголосные песни, относятся к ним серьезно, считают их «добрыми песнями, что сердце лечат».


Сегодня основная масса лирических проголосных (не только женских, но и мужских) песен бытует на Среднем Урале в женской среде, что приводит к сглаживанию различий между двумя разновидностями традиционной песенной лирики. Поются проголосные ансамблями женщин пожилого возраста. Прежде это были семейные коллективы, теперь – территориальные.


 Однако, по рассказам старожилов, в прошлом в селе Сипавское существовала традиция не только женского, но и мужского исполнения лирических проголосных песен. Это связано с тем, что прежде значительную часть местного населения здесь составляли служивые люди, а в певческой культуре заметную роль играли смешанные ансамбли. По наблюдению Л. Л. Христиансена,  в смешанном пении высокие мужские и низкие женские голоса совпадали по диапазону  и поэтому нередко вели одну мелодическую линию.  


Бытовые ситуации звучания лирических проголосных песен в Сипавском могут быть самыми разными. Наиболее типично их включение в традиционные женские собрания с работой (супрядки, рубка капусты, обработка льна и др.) либо общинные гуляния (например, престольные съезжие праздники).


По содержанию текстов и музыкально-поэтическому стилю можно выделить две группы местных проголосных песен.


Первую – более раннюю – образуют традиционные лирические песни, восходящие к крестьянскому, отчасти казачьему песнетворчеству. По тематике такие песни делятся на женские (семейно-бытовые, любовные) и мужские (рекрутские, казачьи, солдатские, тюремные).


Отличительная особенность традиционных сипавских проголосных песен заключена в сфере ритмики, как правило, опосредованной влиянием мелоса. Это влияние особенно заметно в песнях протяжной формы. Сами певицы так говорят о  подобных проголосных песнях: «Проголосныё у нас здорово длинныё, роспевныё, протяжныё - три слова на три щаса».


Для проголосных песен характерны длительные распевы слогов, придающие широту мелодическому дыханию, и неспешное, рассредоточенное в при­хотливых изгибах напева произнесение стиха, – свойства, отличающие и классическую русскую долгую песню. Заметна тенденция к мелодическому расцвечиванию преимущественно вставных междометий и акцентируемых слогов. Сипавскими певицами обычно включаются в распеваемые слоги дополнительные гласные («станови[еа]лася», «тропи[э]ночку»  и т.п.).


Сольные запевы здесь называются начинами. В традиционных сипавских проголосных есть два вида выделенных сольных запевов –речитативные и распевные. Речитативные, исполняемые в свободном ритме, как бы говорком, развиваются в диапазоне кварты, квинты, септимы. Среди распевных преобладают квинтовые зачины волнообразного мелодического рисунка, реже встречаются квартовые и имеющие более широкий диапазон. Нередко в одной песне происходит смена вида запева. В этих случаях первая мелострофа начинается, как правило, распевным начином, последующие – речитативными.


Мелодика этой группы проголосных песен базируется на семиступенных диатонических  ладах. Используется варьирование высоты 2, 3 и 6 ступеней лада. 


Основной формой многоголосия является гетерофония, опирающаяся на терцовые созвучия. Как правило, она усложняется благодаря чередованию терций с другими интервалами, а также обогащению трезвучиями. Иногда при  наличии  интонационного и регистрового контраста между голосовыми линиями (этому способствуют октавные завершения построений, характерные заключительные мелообороты) возникает двухголосие с верхним подголоском (подводка).


Сипавские старожилы подразделяют линии песенного многоголосия на толстую и тонкую. При этом каждая линия может быть испол­нена как одним, так и несколькими певицами. В ансамблях смешанного тембрового состава мужские голоса вместе с низкими женскими ведут обычно нижнюю мелодическую линию. По словам исполнителей, «первый голос - толстый - защинаёт, второй голос - тонкий - припеваётся»; «Мущщины защинают, женщины подде­вают». 


Во второй – более поздней по стилю – группе сипавских проголосных песен признаки крестьянской песенной лирики сочетаются с элементами городского песнетворчества. Их поэтические тексты, в основном любовного содержания (среди них есть и авторские), включают словесные обороты, не свойственные традиционной лирике: «изменщик коварный», «безвинная душа», «тобой я, милый, наслаждалась» и т. п.


 Ритмика таких проголосных опирается  на стопные силлабо-тонические стихи, нередко рифмованные. Песням данной группы не свойственны развернутые внутрислоговые распевы. Ладовую основу поздних проголосных песен, как и традиционных, составляют натуральные диатонические лады. Нередко образуются переменные ладовые системы с терцовым, квартовым, секундовым и более сложными  соотношениями опор.


В строении многоголосия ведущее значение имеют «ленточная» гетерофония с эпизодическим нарушением терцового параллелизма, а также двухголосие с «подводкой».


Существенное отличие поздних проголосных от традиционных заключается  в том, что в них почти нет выделенных запевов. Нередко сольную форму запев имеет только в первой мелострофе, тогда как во второй и последующих строфах он обычно пропевается всем ансамблем и потому не выделяется. Как и в традиционных, в поздних лирических песнях начиная со второй строфы может происходить смена запева.


В настоящее время в пении сипавских женщин сохраняются некоторые черты мужского исполнительства. О существовании в прошлом мужских песен свидетельствуют такие определения, как «тятина песня», «дедушкина песня». Связь местных проголосных песен с областью мужского песнетворчества ощущается и в певческой манере. Для нее характерны глубокий, густой, мягкий с особым «серебристым» оттенком тембр, насыщенность пропеваемых слов многочисленными огласовками согласных звуков, игра гласными во внутрислоговых мелодических оборотах, преобладание нижнего и среднего голосовых регистров.


Исполнение лирических проголосных песен местные жители обозначают кругом терминов: вытягать, качать мотив, колыбáть мотив, петь нарастяжку, подколыбывать, то есть широко, с мелодическими поворотами распевать слова: «Кащать, подколыбывать - в проголосных, без конса “э…”. Насилу дождёсся песню»; «Пели как на кащели кащались, подколыбывали».


Специфику интонирования проголосных песен местные жители связывают с использованием огласовок согласных и фонетиче­ского варьирования гласных: «Так пели, дедушка нащнёт вот так петь: «Ой, орё[е о]л[ы], орёл...». Не очень опытным исполнительницам мастера советуют: «Больше надо колыбáть, а не прямо петь. Между куплетами протяжку делать». «Проголосныё надо важненькё петь, продолговато, перехватывать не надо».


В сохранении сипавских проголосных песен велика роль талантливой народной певицы Натальи Федоровны Пироговой (1918–2011). Она хранила в памяти широкий круг местных песен разных жанров, в том числе и проголосных. В ее образной речи были запечатлены типичные признаки среднеуральских говоров, а в исполнительской манере  – характерные черты певческой традиции Среднего Урала.


Наталья Федоровна долгое время возглавляла сельский фольклорный ансамбль, с успехом выступавший на Урале и за его пределами. Певица активно сотрудничала с фольклористами и исполнителями народных песен, которым она передавала местные песни и свое исполнительское мастерство.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Лирическая проголосная песня «Вдоль по речке по Синарке» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

02 Лирическая проголосная песня «Ой да, ты не дуй, не дуй, погодушка» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

03 Лирическая проголосная песня «Ой, орёл мой сизокрылый» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

04 Лирическая проголосная песня «Садил, садил черёмушку» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

05 Лирическая проголосная песня «Сине море без проливов» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

06 Лирическая проголосная песня «Скрылось солнышко из глаз» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

07 Лирическая проголосная песня «Ты не дуй, не дуй, погодушка» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

08 Рекрутская песня «Ой да, хорош мальчик уродился» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

09 Лирическая проголосная песня «Соловей мой, соловей» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

10 Лирическая проголосная песня «У заветного окошка» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

От Бузыкина до Косого

Кто, что и как переводил в советском кино

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Фотовыставка, организованная Центром имени Грабаря, проходит в московском парке «Сокольники».

Подробнее

VI Международный фестиваль «Казачья станица Москва».

Подробнее

1 октября пройдет Фестиваль музыкальных коллективов старшего поколения «Веков связующая нить».

Подробнее

Выставка с таким названием проходит в РОСФОТО.

Подробнее

Посмотреть мультфильм можно на портале «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть