Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Проголосные лирические песни села Сипавское Каменского района Свердловской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Одним из ярких центров бытования среднеуральских лирических проголосных песен является село Сипавское Каменского района Свердловской области. Эти песни принадлежат к двум стилевым пластам – более раннему, связанному с традиционной крестьянской лирикой, и позднему, в котором сочетаются признаки крестьянского и городского песнетворчества.

Специфика сипавских проголосных песен заключается в обилии огласовок и высокой степени распевности, которые запечатлены в народных терминах «качать мотив», «колыбать мотив». Кроме того в женском исполнительстве до настоящего времени сохранились черты некогда бытовавшего здесь мужского пения. До настоящего времени жанр сохраняется в живом бытовании.

Среди неприуроченных песенных жанров среднеуральской традиции центральное место принадлежит лирическим песням, в народной терминологии – проголосным. Этим термином старожилы на Урале обозначают все лирические песни независимо от их содержания и стадиальной принадлежности, а также сам факт их неприуроченности.


Ярким очагом бытования таких песен является село Сипавское Каменского района Свердловской области. Сипавские жители любят свои проголосные песни, относятся к ним серьезно, считают их «добрыми песнями, что сердце лечат».


Сегодня основная масса лирических проголосных (не только женских, но и мужских) песен бытует на Среднем Урале в женской среде, что приводит к сглаживанию различий между двумя разновидностями традиционной песенной лирики. Поются проголосные ансамблями женщин пожилого возраста. Прежде это были семейные коллективы, теперь – территориальные.


 Однако, по рассказам старожилов, в прошлом в селе Сипавское существовала традиция не только женского, но и мужского исполнения лирических проголосных песен. Это связано с тем, что прежде значительную часть местного населения здесь составляли служивые люди, а в певческой культуре заметную роль играли смешанные ансамбли. По наблюдению Л. Л. Христиансена,  в смешанном пении высокие мужские и низкие женские голоса совпадали по диапазону  и поэтому нередко вели одну мелодическую линию.  


Бытовые ситуации звучания лирических проголосных песен в Сипавском могут быть самыми разными. Наиболее типично их включение в традиционные женские собрания с работой (супрядки, рубка капусты, обработка льна и др.) либо общинные гуляния (например, престольные съезжие праздники).


По содержанию текстов и музыкально-поэтическому стилю можно выделить две группы местных проголосных песен.


Первую – более раннюю – образуют традиционные лирические песни, восходящие к крестьянскому, отчасти казачьему песнетворчеству. По тематике такие песни делятся на женские (семейно-бытовые, любовные) и мужские (рекрутские, казачьи, солдатские, тюремные).


Отличительная особенность традиционных сипавских проголосных песен заключена в сфере ритмики, как правило, опосредованной влиянием мелоса. Это влияние особенно заметно в песнях протяжной формы. Сами певицы так говорят о  подобных проголосных песнях: «Проголосныё у нас здорово длинныё, роспевныё, протяжныё - три слова на три щаса».


Для проголосных песен характерны длительные распевы слогов, придающие широту мелодическому дыханию, и неспешное, рассредоточенное в при­хотливых изгибах напева произнесение стиха, – свойства, отличающие и классическую русскую долгую песню. Заметна тенденция к мелодическому расцвечиванию преимущественно вставных междометий и акцентируемых слогов. Сипавскими певицами обычно включаются в распеваемые слоги дополнительные гласные («станови[еа]лася», «тропи[э]ночку»  и т.п.).


Сольные запевы здесь называются начинами. В традиционных сипавских проголосных есть два вида выделенных сольных запевов –речитативные и распевные. Речитативные, исполняемые в свободном ритме, как бы говорком, развиваются в диапазоне кварты, квинты, септимы. Среди распевных преобладают квинтовые зачины волнообразного мелодического рисунка, реже встречаются квартовые и имеющие более широкий диапазон. Нередко в одной песне происходит смена вида запева. В этих случаях первая мелострофа начинается, как правило, распевным начином, последующие – речитативными.


Мелодика этой группы проголосных песен базируется на семиступенных диатонических  ладах. Используется варьирование высоты 2, 3 и 6 ступеней лада. 


Основной формой многоголосия является гетерофония, опирающаяся на терцовые созвучия. Как правило, она усложняется благодаря чередованию терций с другими интервалами, а также обогащению трезвучиями. Иногда при  наличии  интонационного и регистрового контраста между голосовыми линиями (этому способствуют октавные завершения построений, характерные заключительные мелообороты) возникает двухголосие с верхним подголоском (подводка).


Сипавские старожилы подразделяют линии песенного многоголосия на толстую и тонкую. При этом каждая линия может быть испол­нена как одним, так и несколькими певицами. В ансамблях смешанного тембрового состава мужские голоса вместе с низкими женскими ведут обычно нижнюю мелодическую линию. По словам исполнителей, «первый голос - толстый - защинаёт, второй голос - тонкий - припеваётся»; «Мущщины защинают, женщины подде­вают». 


Во второй – более поздней по стилю – группе сипавских проголосных песен признаки крестьянской песенной лирики сочетаются с элементами городского песнетворчества. Их поэтические тексты, в основном любовного содержания (среди них есть и авторские), включают словесные обороты, не свойственные традиционной лирике: «изменщик коварный», «безвинная душа», «тобой я, милый, наслаждалась» и т. п.


 Ритмика таких проголосных опирается  на стопные силлабо-тонические стихи, нередко рифмованные. Песням данной группы не свойственны развернутые внутрислоговые распевы. Ладовую основу поздних проголосных песен, как и традиционных, составляют натуральные диатонические лады. Нередко образуются переменные ладовые системы с терцовым, квартовым, секундовым и более сложными  соотношениями опор.


В строении многоголосия ведущее значение имеют «ленточная» гетерофония с эпизодическим нарушением терцового параллелизма, а также двухголосие с «подводкой».


Существенное отличие поздних проголосных от традиционных заключается  в том, что в них почти нет выделенных запевов. Нередко сольную форму запев имеет только в первой мелострофе, тогда как во второй и последующих строфах он обычно пропевается всем ансамблем и потому не выделяется. Как и в традиционных, в поздних лирических песнях начиная со второй строфы может происходить смена запева.


В настоящее время в пении сипавских женщин сохраняются некоторые черты мужского исполнительства. О существовании в прошлом мужских песен свидетельствуют такие определения, как «тятина песня», «дедушкина песня». Связь местных проголосных песен с областью мужского песнетворчества ощущается и в певческой манере. Для нее характерны глубокий, густой, мягкий с особым «серебристым» оттенком тембр, насыщенность пропеваемых слов многочисленными огласовками согласных звуков, игра гласными во внутрислоговых мелодических оборотах, преобладание нижнего и среднего голосовых регистров.


Исполнение лирических проголосных песен местные жители обозначают кругом терминов: вытягать, качать мотив, колыбáть мотив, петь нарастяжку, подколыбывать, то есть широко, с мелодическими поворотами распевать слова: «Кащать, подколыбывать - в проголосных, без конса “э…”. Насилу дождёсся песню»; «Пели как на кащели кащались, подколыбывали».


Специфику интонирования проголосных песен местные жители связывают с использованием огласовок согласных и фонетиче­ского варьирования гласных: «Так пели, дедушка нащнёт вот так петь: «Ой, орё[е о]л[ы], орёл...». Не очень опытным исполнительницам мастера советуют: «Больше надо колыбáть, а не прямо петь. Между куплетами протяжку делать». «Проголосныё надо важненькё петь, продолговато, перехватывать не надо».


В сохранении сипавских проголосных песен велика роль талантливой народной певицы Натальи Федоровны Пироговой (1918–2011). Она хранила в памяти широкий круг местных песен разных жанров, в том числе и проголосных. В ее образной речи были запечатлены типичные признаки среднеуральских говоров, а в исполнительской манере  – характерные черты певческой традиции Среднего Урала.


Наталья Федоровна долгое время возглавляла сельский фольклорный ансамбль, с успехом выступавший на Урале и за его пределами. Певица активно сотрудничала с фольклористами и исполнителями народных песен, которым она передавала местные песни и свое исполнительское мастерство.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Лирическая проголосная песня «Вдоль по речке по Синарке» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

02 Лирическая проголосная песня «Ой да, ты не дуй, не дуй, погодушка» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

03 Лирическая проголосная песня «Ой, орёл мой сизокрылый» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

04 Лирическая проголосная песня «Садил, садил черёмушку» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

05 Лирическая проголосная песня «Сине море без проливов» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

06 Лирическая проголосная песня «Скрылось солнышко из глаз» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

07 Лирическая проголосная песня «Ты не дуй, не дуй, погодушка» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

08 Рекрутская песня «Ой да, хорош мальчик уродился» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

09 Лирическая проголосная песня «Соловей мой, соловей» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

10 Лирическая проголосная песня «У заветного окошка» в исполнении жительниц с. Сипавское Каменского р-на Свердловской обл. Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть