Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Среднеуральская свадьба по набору и последовательности эпизодов, составу музыкальных жанров, обрядовой терминологии может быть отнесена к числу причетно-песенных ритуалов, которые распространены на обширной территории Русского Севера и северного Поволжья.

Выходцами из названных мест, составляющими ядро старожильческого населения многих поселений, на Средний Урал привнесены разные региональные версии свадьбы этого типа. Музыкальный код свадебного ритуала, бытующего у русского населения Среднего Урала, образуют групповые и сольные причитания, песни преимущественно трех функциональных групп – прощальные, величальные, комментирующие.

Основная часть музыкально-поэтических текстов исполняется девушками (с участием женщин), представляющими род невесты, и звучит до венца в доме ее родителей. Сегодня свадебные причитания и песни сохраняются в основном в памяти местных жителей (главным образом женщин).

Свадебное действо русского населения Свердловской области включает следующие этапы. 


Сватовство (сговор, сватанье). Представители  рода  жениха (сваха и крестный – тысяцкий), встав под матицей, в этикетных выражениях обращаются к родителям невесты с предложением породниться.


Просватанье (пропóй) и руко­битье. В день сватовства или вскоре после него в доме невесты участники ритуала с обеих сторон договариваются о предстоящей свадьбе и ударяют по рукам. Невеста причитает, девушки воют групповые причеты, а также величают гостей песнями.


Вечёрки (девичник). В период от просватанья до венца  девушки помогают невесте готовить приданое. Вечерами вместе с парнями играют в поцелуйные игры, водят паровые хороводы (ходят парами), пляшут кадриль. 


Зόря (зόрю кличут, гаркают, поют, ревут, воют). Так называют исполнение групповых причитаний подругами невесты у ворот ее дома на вечерней заре в любой из дней от просватанья до венца. Местные жители связывают зорю с комплексом сиротской свадьбы.


Посещение невестой-сиротой кладбища. В один из дней от просватанья до венца невеста вместе с подругами посещает могилы родителей и причитает там с хлёстаньем – падая на землю.


Езда по веник или по мыло. Накануне обрученья перед баней подруги едут к жениху без невесты. Две девушки наряжаются женихом и невестой. Подходя к дому, ряженая «невеста» с девушками причитают. Затем они передают жениху невестины подарки, в ответ он украшает два веника – один конфетами, лентами, второй – мылом и вручает девушкам. Поездка заканчивается угощением невестиных подруг и весельем.


Довенечная баня. Накануне обрученья невеста идет с подругами в баню. Перед баней мать расплетает дочери косу. В бане невеста бросает в девушек мылом, веником. Все этапы банного ритуала сопровождаются сольными причитаниями невесты и групповыми – девушек.


Обрýченье. Накануне венчального дня в доме невесты проходит вечерина, на которую приглашаются близкие родственники жениха и невесты. Невеста с девушками уходят в куть (бабий угол в избе рядом с печью), а жених выкупает ее у подруг. Во время застолья родня невесты одаривает семью жениха. Выйдя из-за стола, гости ходят кругом под песни. Приезд гостей сопровождается звучанием причитаний (у невесты – сольное, у девушек – групповое), остальные  этапы обрученья – исполнением  песенных величаний для родственников жениха и песен, комментирующих обрядовые ситуации.


Утреннее бужение невесты в день венца. Мать или подруги будят невесту причитаниями.


Дарение дéвьей крáсоты. Невеста под причитания дарит девушкам ленты, лежащие перед ней на блюде.


Отказ невесте от хлеба-соли в родительском доме. По окончании застолья, устраиваемого для девушек после раздачи красоты, отец отодвигает от дочери стол (вариант: мать закрывает перед дочерью тарелку с едой), а невеста ломает ложку либо бьет тарелку. Эпизод сопровождается групповыми причитаниями. 


Благословение невесты к венцу. Невеста встает на расстеленную шубу. Отец с матерью, а затем крестные, братья, сестры под причитания благословляют ее иконой, хлебом-солью. Перед благословением звучат групповые причитания.


Встреча свадебного поезда в доме невесты. Перед приездом свадебного поезда невеста сидит в кути, накрытая платком. В горнице за столом сидят ее малолетние родственники, «вооруженные» мутовками, пестиками, скалками. Поезжан не впускают в ворота, требуя выкупа, они платят и проходят в избу. Девушки поют песни, комментирующие эти обрядовые ситуации.


Встреча жениховой и невестиной свах. В ограде сходятся женихова и невестина свахи и встают на расстеленный перед крыльцом пóтник. В одних случаях они здороваются за руки, обмениваются рюмками с напитками, чокаются, выпивают и целуются, в других – каждая женщина, чокаясь, старается перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удается, тот и будет хозяином в доме. Подруги, выйдя на крыльцо, комментируют эту обрядовую ситуацию песнями.  


Расплетение косы. Сваха жениха проходит в куть, где под причитания расплетает невесте косу. Невесту одевают в подвенечный наряд.


Вывод невесты из кути. Отец выводит дочь из кути, обводит вокруг стола, соединяет руки невесты и жениха и обращается к будущему мужу дочери с наставлением ее «одевать, обувать, на работу посылать». Звучат песни, комментирующие обрядовую ситуацию, и величания для поезжан. 


Отъезд под ве­нец. Перед отъездом под венец невеста прощается с домом, подругами, она причитает, припадая к кутнему окну, столу, девушкам.


К венцу молодые едут врозь в сопровождении своих крестных родителей либо других провожатых.


Венчание у нестарообрядческого населения Урала совершается в церкви, брачанье  у старообрядцев – в часовне.


Глухой воз. Во время венчания приданое невесты отвозят в дом жениха и раскладывают его там на всеобщее обозрение. Увоз приданого сопровождается песней, комментирующей обрядовую ситуацию.


Встреча молодых в доме жениха после венца. Молодоженов встречают родители жениха с иконой и хлебом-солью под песни, комментирующие обрядовую ситуацию.


Окрученье (окручивание) молодой. За столом в доме жениха невесту завешивают большой шалью, снимают с головы цветы, свахи делят ее волосы нáдвое, плетут две косы, укладывают их вокруг головы и покрывают голову женским головным убором. Чаще всего это файшонка (черная кружевная косынка). У старообрядцев обряд смены прически происходит в часовне после брачанья.


Свадебный пир у жениха. Во время пира звучат величальные песни.


Подклéт (хозяйственное помещение избы) – молодые идут спать, прощаясь с гостями и прося благословения. Перед брачной ночью молодая снимает с мужа сапоги и вынимает оттуда деньги.


Проверка честности молодой. Утром второго свадебного дня дружка и обе свахи поднимают молодых с постели, осматривают рубашку новобрачной. Если молодая была девственна, делают ёлочку (еловую ветку или графин с красным вином украшают красной лентой), невестины цветы (свадебный венок) вешают на икону. Если же она не сохранила девственность до венца, то начинают чудить – у тарелок отбивают края, у блинов и пирогов вырезают середину, черпают воду шумовкой, венчальные цветы надевают на мусорное ведро и т.п.  


Баня для новобрачных. От избы до бани расстилают половики, по которым идут новобрачные. Ряженые бегают вокруг с колокольчиками, производят непристойные действия, поют частушки эротического содержания. К бане подходят родители мужа, но собравшиеся их туда не впускают, а усаживают в корыто и везут домой. Бывает, что женихову мать, а иногда и обеих свах возят по деревне на лошадях, санках, перевернутой скамейке, в корыте. По возвращении домой свекровь выходит к невестке, держа на руках куклу и подражая плачу ребенка. Молодая ее одаривает.


Визит к родителям молодой. С украшенными еловыми ветками молодые вместе со свахами едут к родителям невесты. Жених благодарит родителей за дочь, выпивает красного вина и разбивает рюмку.


Молодая идет по воду. Во второй (иногда – в третий) свадебный день новобрачная, чтобы показаться людям в качестве новоиспеченной хозяйки, идет по воду к колодцу или проруби. Ее сопровождают супруг и взрослые участники свадьбы с песнями, плясками, ударами в печную заслонку и т. п. Их одежда украшена красными лентами, а также вещами из приданого невесты.


Угощение гостей и выметание сора.  В третий свадебный день молодая печет блины, угощает ими гостей и получает за это деньги. Гости бросают монеты в рассыпанную по полу солому, молодая метет сор и достает оттуда деньги.


Пирожный стол. В третий день свадьбы в доме молодого подают рыбный пирог;  молодая одаривает родню мужа.


Визиты к поезжанам и гуляние по деревне. В третий и последующие свадебные дни молодые посещают дома поезжан. По улицам ходят ряженые, которые нередко носят украшенные ветки либо деревце.


Застолье у родителей молодой.  Тёща угощает зятя и других гостей блинами. 


Обычаи, связанные с молодоженами, в календарном цикле.


На Масленицу с четверга до воскресенья молодожены вместе катаются с ледяной горы, а скатившись – целуются. Ездят на блины к родителям новобрачной. В последний день Масленицы соседи и деревенские парни вытаскивают молодых из избы, сталкивают их в сугроб либо в сани и наваливаются сверху (валяют). Тогда же (в прощеный день) нередко происходит прощение супругов, вступивших в брак убёгом.


На Масленицу девушку или парня, для которых сватовство закончилось отрицательным результатом, катают на лошадях со снопóм.  


В Великий пост(вариант: ближайший пост после свадьбы) устраивают бесéдки. Молодая гостит у своих родителей и родственников. На беседках обычно поют лирические проголосные песни.


На Пасху молодые приходят к родителям жены за яйцами (за пáём).


В Петров день молодые едут к родителям жены за косой и граблями.  


В летний период молодоженов обливают водой (купáют).  


Свадьба убёгом.  


Если молодые люди решают вступить в брак без родительского благословения, свадьба может совершаться убёгом. По истечении какого-то времени (нередко в прощеный день или в один из годовых праздников) пара, заключившая брак убёгом, просит у родных жены прощения.


Свадебный ритуал, воссозданный в данном описании по экспедиционным записям  1970–1990-х гг. и активно бытовавший в конце XIX – первой трети XX столетия, является результатом исторической эволюции. О ней можно судить, в частности, сравнив современные описания среднеуральской свадьбы с более ранними версиями. Подобное сравнение позволяет обнаружить редукцию одних эпизодов действа и некоторую трансформацию других. Со временем возникают расхождения между обрядами, бытующими в заводских поселках (особенно когда они становятся городами) и окружающих их деревнях.


Музыка свадебного обряда Свердловской области


Обрядовый музыкальный фольклор традиционной  свадьбы Свердловской области представлен двумя вокальными жанрами – причитаниями и песнями.


Свадебные причитания делятся нагрупповые и индивидуальные, что отражено и в местной жанровой терминологии. По отношению к коллективным причитаниям жители горнозаводских населенных пунктов употребляют термин песня, голошения, которые поются девушками при обходе дворов и сборе продуктов, называют смúтли, смéтли (от начального стиха «Сметь ли, сметь ли, родна тётушка»). Бытующие в двух формах речитативной и напевной – индивидуальные (сольные) плачи в обоих случаях именуют причитаниями либо причётами.


Для местной традиции характерно также интонирование сольного голошения одновременно с групповым, что запечатлено в выражении: «Девки поют, а невеста причитает». Дифференциация причетных музыкально-поэтических текстов на ансамблевые и сольные маркирует свойственное ритуалу противопоставление коллектива и выделенного из него на время обряда, а потому занимающего маргинальное положение индивида (в данном случае невесты). Особенно явно такое противопоставление декларируется при одновременном звучании групповой и сольной причети, где контрастны все элементы названных текстов (звуковая ткань в целом, мелодика, ритм, тембр, регистр, динамика, а иногда и словесный ряд).


Основной функцией причитаний является маркирование начальных этапов переходов невесты из группы девушек в группу замужних женщин и из своего дома в дом мужа, связанных с изменением ее исходной социальной позиции и прежнего набора стереотипов поведения. Отсюда – наличие в причетной поэзии таких поэтических мотивов, как утрата невестой признаков прежнего состояния, ее отчуждение от своего социума и локуса, пребывание на границе «этого» и «того» миров либо пересечение такой границы и др.


Не случайно причитания присутствуют только в сценах, доминантную функцию которых составляет подчеркивание этапов переходов невесты (утрата девьей воли, отделение от родных, подруг, дома). Групповая причеть исполняется девушками (с участием женщин со стороны невесты), сольная – невестой, ее матерью либо наемной плакальщицей – вытницей. Для групповых причитаний характерен «матовый», «темный» тембр, невысокий уровень громкости, сдержанная, внутренне сосредоточенная манера звуковедения. Местные жители обозначают исполнение коллективной причети глаголами петь, выть, привывать и словосочетанием взвывать в голос.


Иначе выглядит тембровый план сольных причитаний. Речитативные плачи, которые представляют собой экспрессивные голошения невесты либо выступающей от ее лица вытницы, содержат яркую плачевую составляющую в тембре, произносятся в манере аффективной возбужденной речи – громко, напряженно, имеют высокую тесситуру (верхний участок первой – вторая октавы), нередко включают возгласы, всхлипывания. Процесс их воспроизведения обозначается старожилами глаголами причитать, реветь, вопúть, а также выражением в голос наговаривать. Темповая шкала коллективного «вытья» охватывает зону самых медленных, медленных и умеренных темпов. Вкупе с другими признаками это сообщает таким музыкально-поэтическим текстам сосредоточенность, серьезность, весомость, то есть значения, отвечающие смыслу обрядовых ситуаций, которые озвучиваются причитаниями.


Для индивидуальной напевной причети, которая интонируется невестой, ее матерью или вытнúцей умеренно-громко в достаточно низкой тесситуре (верхний участок малой – нижний участок первой октавы), таким эталоном является более сдержанная в эмоциональном отношениимелодизированная декламация (местные жители обозначают подобную артикуляцию словами причитать либо петь). Она приближается к повествовательно-речевому звукообразованию, но отличается от него присутствием плачевой краски в тембровой палитре. Аналогичным образом произносятся похоронные причеты, нередко звучащие на сиротских свадьбах. В зоне быстрых и очень быстрых темпов интонируются индивидуальные речитативные плачи, в зоне быстрых – напевные, что соответствует сугубо личному, притом экспрессивному модусу подобных голошений. Причитая соло, певица зачастую производит движения (битье о стол, верею, могилу), которым соответствуют термины хлестáться, хрястаться, стýкаться о стол.


Свадебные обрядовые песни образуют несколько функциональных групп – прощальные, величальные, комментирующие обрядовые ситуации, сиротские, корильные, из которых ведущее значение принадлежит первым трем. Доминантной функцией прощальных является констатация отделения невесты от прежних возрастного и родственного сообществ (здесь используются многие поэтические мотивы, общие с причетью); сиротских – маркирование социального статуса невесты-сироты (типичный поэтический образ – калина без вершиночки); величальных – выражение магических благопожеланий различным свадебным чинам (для поэтических текстов типично идеализированное изображение величаемых); корильных – реализация продуцирующей функции в смеховой форме; песен-комментариевобобщение и переведение в символический план действий соответствующей обрядовой сцены (их наиболее характерные поэтические мотивы: разрушение, охота, война, осада, плен; взаимообмен между семьями; соединение жениха с невестой и др.). Некоторые песни (чаще всего величальные) имеют рефрены «Ой, люли люли», «Оре диди да, оре ладо», «Раю, раю».


Манера исполнения свадебных песен свойственна воспроизведению большинства бытующих в местной традиции песенных музыкально-поэтических текстов разных жанров. В комплексе звуковых красок объединяются мягкий тембр, средний и нижний регистры женских голосов, плавное звуковедение, умеренная громкость. Процесс песенной артикуляции жители горнозаводских поселений определяют глаголом петь. Особняком стоят припевки, об исполнении которых говорят величать, иногда – величать и припевать, что означает добавление к величанию припевочки, где перечисляются близкие адресата. В песнях представлены три градации темповой шкалы с преобладанием умеренных и быстрых темпов. Трудно установить сколько-нибудь строгую закрепленность скорости движения за определенной функциональной песенной группой, хотя прощальные и сиротские очевидно тяготеют к умеренным темпам (и это в какой-то мере сближает их с коллективной причетью), тогда как остальным песням свойственно темповое разнообразие.


Координация песен с обрядовым действием осуществляется двумя способами. Первый, предполагающий строгую закрепленность музыкально-поэтического текста за определенным эпизодом обряда (например, прибытия поезда в дом невесты перед венцом, окручивания новобрачной, встречи молодых после венчания и т. д.), в отдельных случаях – за парой функционально тождественных обрядовых ситуаций, типичен для песенных комментариев. Второй способ характеризуется довольно свободным прикреплением песен к обрядовым действиям. Например, прощальные звучат при подготовке невестиного приданого в период от просватанья до обрученья и в день венца, когда невеста с подругами сидят за столом в ожидании поезда; величальные – на свадебных вечерках и во время многочисленных застолий, в том числе и в доме жениха.


В местной традиции каждой функциональной песенной группе соответствует определенная терминология. По отношению к прощальным, сиротским и комментирующим обряд употребляется термин песня, песенные величания называются припевками или опевáльными песнями, корильные – просмéшными припевками. Местные жители используют также слово припевочка, относящееся к песенке, которая поется после величания и содержит перечисление родных и близких чествуемого участника свадьбы (девушки – для парня, членов семьи – для семейного). В доме невесты все песни исполняются девушками либо женщинами, представляющими ее семью, у жениха песни поются женщинами его рода.


К числу особенностей среднеуральского свадебного музыкального фольклора относится строение многоголосия, основанного на пении в унисон, иногда в октаву – с тонким голосом, с вариантным соотношением мелодических линий.  


Сегодня свадебные причитания и песни в местной традиции активно не бытуют. Некоторые музыкально-поэтические тексты сохраняются в памяти отдельных женщин старшего поколения, причем многоголосные образцы чаще исполняются в виде сольных версий.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Групповое причитание девушек с сольным плачем невесты «Полетела девья красота» в исполнении Е.М. Загвоздиной, А.Д. Зыряновой, Л.Г. Орловой, Н.Ф. Пироговой из г. Каменск-Уральский Свердловской обл. Правовая информация

02 Групповое причитание девушек «Не спалась мне ночка тёмная» в исполнении Т.К. Васильевой, В.Я. Грошевой, Е.П. Грошевой из д. Верхние Таволги Невьянского р-на Свердловской обл. Правовая информация

03 Сольный плач невесты «Пособи-ко, Боже Господи» в исполнении А.И. Звонарёвой из с. Сухановка Артинского р-на Свердловской обл. Правовая информация

04 Величальная песня жениху «Наливной сладкий яблочек» в исполнении Е.М. Загвоздиной, А.Д. Зыряновой, Л.Г. Орловой, Н.Ф. Пироговой из г. Каменск-Уральский Свердловской обл. Правовая информация

05 Величальная песня семейной паре «По морю, морю широкому» в исполнении А.Г. Артемьевой, А.П. Колмаковой из с. Глинское Режевского р-на Свердловской обл. Правовая информация

06 Свадебная песня «Отставала лебедь белая» в исполнении Е.М. Загвоздиной, А.Д. Зыряновой, Л.Г. Орловой, Н.Ф. Пироговой из г. Каменск-Уральский Свердловской обл. Правовая информация

07 Величальная песня тысяцкому «Большой тысяцкий, догадайся» в исполнении Е.М. Загвоздиной, А.Д. Зыряновой, Л.Г. Орловой, Н.Ф. Пироговой из г. Каменск-Уральский Свердловской обл. Правовая информация

08 Величальная песня отцу жениха «Ой, не дуй, погода, буён ветерок» в исполнении Е.М. Загвоздиной, А.Д. Зыряновой, Л.Г. Орловой, Н.Ф. Пироговой из г. Каменск-Уральский Свердловской обл. Правовая информация

09 Величальная песня молодым «В огороде трава» в исполнении М.П. Аксёновой, М.Ф. Евстигнеевой из г. Верхняя Салда Свердловской обл. Правовая информация

10 Величальная песня жениху «Где, голубь, летаешь?» в исполнении Т.К. Васильевой, В.Я. Грошевой, Е.П. Грошевой из д. Верхние Таволги Невьянского р-на Свердловской обл. Правовая информация

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Бенефис Федора Бондарчука

Ко дню рождения актера, режиссера и продюсера

Праздник труда

Поздравляем с Первым мая

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Российские и зарубежные фильмы будут идти до 4 июня.

Подробнее

Программа праздника на 27 мая.

Подробнее

Самые яркие фестивали лета 2017 — в подборке «Культуры.РФ».

Подробнее

Жителей и гостей города ждет более 250 мероприятий.

Подробнее

Крупнейший музыкальный форум страны на сценах Мариинского театра.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть