Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Святочные гадания на северо-западе Смоленщины

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
Святочные гадания северо-запада Смоленщины зафиксированы фольклорными экспедициями Российской академии музыки имени Гнесиных в 1980–2000-е годы. Среди них – гадания с песнями, в научной литературе называемыми подблюдными.

На Смоленщине записаны сотни таких песен-загадок с характерными для этого жанра развитыми рефренами и их отгадки, обусловленные народными мифологическими представлениями. Зафиксирован и интереснейший этнографический контекст, определяемый местом и временем гаданий, структурой и семантикой ритуала гадания и проч.

Материалы фиксировались по воспоминаниям исполнителей старшего поколения, осуществлялись реконструкции обряда.


Подблюдные песни, сопровождающие святочные гадания,– жанр, известный среди восточных славян только у русских и распространенный на российской территории не повсеместно. Одной из зон бытования этих песен является Смоленщина. В кругу святочных магических практик гадания (ворожба) занимают здесь одно из центральных мест. О многочисленных способах гаданий смоленские крестьянки рассказывают охотно, очень подробно, богато иллюстрируя повествования автобиографическими подробностями. Эти рассказы поражают эмоциональностью, заставляющей переживать вместе с рассказчицами страшную и торжественную атмосферу гаданий, а также непоколебимой верой в то, что предсказанное непременно сбывается.


Подблюдные гадания – с кольцами под песни – совершаются на Смоленщине в период святок и входят составной частью в развитый гадальный комплекс. Гадания осуществлялись здесь в канун трех праздников – Рождества, Нового года и Крещения, во все три коляды (рождественскую, васильевскую и крещенскую). Большинство способов гаданий известно не только на Смоленщине, но и за ее пределами. Как и в других русских традициях, все гадания были на замужество или жизнь/смерть. Для совершения ритуала обычно избиралось пространство, по народным представлениям, наиболее подходящее для пребывания в нем духов умерших предков и потусторонних сил: у реки или колодца, на перекрёстках дорог, в бане или хлеву, во дворах, под окнами чужих домов и проч. Для получения предсказаний использовали колья забора, дрова (гадания на чёт/нечет), обувь, золу, зерно, воду, блины, гадали по поведению домашних животных (собак, кур, петухов, коров и проч.). Самым опасным считалось гадание на зеркалах. Многочисленны и разнообразны загадывания на сон, включающие в себя действия с каким-либо предметом, словесную формулу и толкование сна, в котором должен явиться жених.


Но самым специфическим обрядом было гадание на кольцах под специальные песни. На Смоленщине такое гадание имеет следующие названия: кольца тресть, закидывать кольца, перстни тресть, дристун, жиров, ляушки, лявлю, явлю играть (последние связаны с припевными словами песен). Эти же определения относятся и к песням, исполняемым во время гаданий.


Под песни на Смоленщине гадали в Васильев вечер под старый Новый год, в тёмное время суток. Участниками ритуала могли быть представители разных возрастных групп: где-то – только девушки, в других местах – и парни, и женатые пары, и старики.


Гадание начиналось с того, что в мужскую шапку (реже – в подол платья, фартук) присутствующие бросали кольца, серьги, булавки или пуговицы. Шапку держала руководящая гаданием женщина, которая её трясла (колотила), а потом вынимала по одному предмету под пение песен-загадок. Она же могла произносить предсказание. Ведущая гадание – важная фигура ритуала. На эту роль избиралась либо самая старшая по возрасту женщина (бабка), либо вдова, либо сирота, либо девушка, родившаяся в семье первой или последней, – люди, наделённые, по мнению носителей традиции, особыми свойствами «посредников» между двумя мирами – тем и этим светом.


Помимо личных вещей – заместителей участников гаданий – в шапку клали дополнительные предметы: кусочки хлеба, угля, глины, зёрна овса или ячменя, по которым также получали предсказания (богатства, смерти, пожара и проч.). По окончании гадания их несли домой и клали под подушку с целью вызывания вещего сна. Так осуществлялась связь между песенными и непесенными гаданиями.


Песни святочных гаданий отличает от других календарных песен наличие чрезвычайно развитых рефренов, складывающихся из малых и больших припевов и превышающих по объёму основной смыслонесущий текст предсказания. Например:


[Основной смыслонесущий текст] люли люли,

Мы кому спеём, ой тому стрясём, люли люли,

Кому сбрязднется, тому справдится, люли люли,

Тому справдится, не минуется, люли люли.


Основной же текст песен-загадок короткий, охватывает один-два стиха. Чаще всего он представляет собой характеристику какой-либо бытовой ситуации, которая затем символически трактуется в отгадке. Например:


Кот кошурочку звал в печурочку.

Там и тёпленько, там и мягенько.  (к свадьбе)

 

По ‘городу хожу, полотенце стелю,

Я ишшо похожу, я ишшо постялю. (к смерти)

 

Нивка узенька, снопы частеньки. (к рождению детей)

 

Последовательность песен носила случайный характер.


Несмотря на краткость текстов, их отличает весьма развитая и специфически жанровая поэтика. Традиционная жизнь крестьян предстаёт в них во всём многообразии природных и бытовых явлений. В текстах упоминаются различные птицы, дикие (медведь, заяц, дикий баран) и домашние животные, многочисленные местные растения (липа, берёза, сосна, вишня, брусника и проч.) и природные и культурные объекты (река, бор, нива, сад, огород, дорога, деревня, церковь, кузница, ток и проч.). Особенно многочислен набор предметов: это и предметы домашнего быта, и сельскохозяйственные орудия, а также различные виды пищи и проч. В отгадках все они получают символическое толкование. Обращают на себя внимание особые словосочетания с уменьшительными суффиксами: курочка-копошурочка, петушок-певунок, саночки-малюваночки, дежечка-утворяночка, заенька-ковыляенька, свиночка-хлехотушечка, шубинька-кожуринька, шапочка-богатырочка и др. Эти словосочетания очень устойчивы, переходят из одного текста в другой и вызывают аналогии со сказочной поэтикой.


В начале ритуала гадания обычно исполнялась специальная песня, как правило, не имеющая предсказательного значения, но представляющая собой обращение к представителям иного мира с просьбой благословить на гадание. Например:


Баслави, Боже, нам перстнёчки тресть…

 

Пречистая Мать, благаслави песню сыграть…

 

Ах ты день, ты день, день Васильевский,

Баслави нас на ночь да перстни патресть…


 Распространено также пение первой песни с упоминанием особых персонажей – дристуна, жирова, по которым и называют всё гадание («Как пошёл дристун вдоль по улице / А за ним свиньи веряницею» и др.). Особый текст первой песни с очевидной продуцирующей семантикой записан в Починковском районе:


Ох и дай, Боже, жито густое, ой лёли!

Жито густое, колосистое, ой лёли!

Чтобы было с чего пиво варити, ой лёли!

 Пиво варити, ребят женити, ой лёли!

Ребят женити, девок отдавать, ой лёли!

Хто ребя женит – тот Бога молит, ой лёли!

Хто девок отдаёт – тот сильно плачет, ой лёли!

 

Последнюю песню пели хозяину шапки, когда в ней заканчивались все предметы, тот забирал шапку и надевал её. Содержание песни – не загадка, а благопожелание владельцу шапки:


 На горе жито всё волнуется,

Хозяин ходит, всё любуется.


 Особо следует сказать о предсказаниях. Известно, что все гадания восточных славян связаны либо с замужеством, либо с жизнью/смертью. На Смоленщине записано более 40 предсказаний, которые поражают своим разнообразием и детализацией будущих событий. Так, гадания на замужество затрагивают не только его возможность, но и качество будущей семейной жизни (много детей, муж – вдовец с детьми, мужа убьют на войне, вдовство, богатая семья, главенство в семье, распутство мужа или жены, дружная/недружная семья, рукоприкладство мужа, замужество далеко от дома). Для парней предсказаний гораздо меньше (холостому быть, жениться, к дороге, в солдаты идти). К гаданиям на жизнь/смерть примыкают предсказания болезни. Есть и предсказания на будущую жизнь, не связанные с браком (к богатству, к бедности, к неудаче, к печали, к слезам, к пожару, к письму, к напрасной работе и т.д.). Одна и та же песня могла иметь варианты отгадок в зависимости от пола и возраста человека, которому она досталась. Так, например, мотив дороги для девушки трактуется как будущая свадьба, для парня – как уход в солдаты, для старика – как близкая смерть.


Напевы смоленских песен-гаданий в музыкально-стилевом отношении очень монолитны. Все они имеют сходное музыкально-ритмическое строение и, несмотря на чрезвычайную вариативность звукового диапазона и мелодического контура, обнаруживают заметное мелодическое сходство.


К обряду гадания на кольцах под песни примыкает записанная в Демидовском районе Смоленской области игра «В воробья», представляющая собой промежуточную форму между гаданиями, загадками и игрой в фанты. Девушки отдавали свои вещицы (кольцо, пуговицу, булавку) ведущей – женщине, которая складывала их в шапку и затем ее трясла (колотила). Участники игры пели песню «Вився, вився вирябей» каждой девушке по очереди. Ведущая доставала по одной вещице, а «судьи» (все присутствующие) «присуживали» владелице задание в форме загадки-иносказания. Девушка разгадывала загадку и выполняла задание.


Традиция подблюдных гаданий в 80–90-е годы прошлого века была ещё жива в значительном числе сёл северо-запада Смоленщины. Есть информация о проведении их в сельских клубах. Экспедициями Российской академии музыки им. Гнесиных записано порядка 100–120 циклов гаданий и множество рассказов о них. Гадание под песни распространено у русских в трёх достаточно больших зонах: на Смоленщине, в окском регионе и вологодско-вятско-костромской зоне Русского Севера. Смоленская традиция обнаруживает некоторую общность с окской, что более всего заметно в строении подблюдных песен.

ВИДЕО

Аудио

01 Святковский хоровод «Освяти Боже и землю и воду» в исполнении жительниц д. Шиловичи Духовщинского р-на Смоленской обл. Правовая информация

02 Цикл святочных гаданий в исполнении жительниц д. Шиловичи Духовщинского р-на Смоленской обл. Правовая информация

03 Святочный хоровод «Как пришли святки» в исполнении жительниц д. Шиловичи Духовщинского р-на Смоленской обл. Правовая информация

04 Цикл святочных гаданий в исполнении жительниц д. Шиловичи Духовщинского р-на Смоленской обл. Правовая информация

05 Цикл святочных гаданий в исполнении жительниц с. Бабино Духовщинского р-на Смоленской обл. Правовая информация

06 Цикл святочных гаданий в исполнении жительниц с. Бабино Духовщинского р-на Смоленской обл. Правовая информация

07 Цикл святочных гаданий в исполнении жительниц с. Бабино Духовщинского р-на Смоленской обл. Правовая информация

08 Рассказ о святочных гаданиях жительниц с. Бабино Духовщинского р-на Смоленской обл. Правовая информация

09 Рассказ о святочных гаданиях жительниц с. Бабино Духовщинского р-на Смоленской обл. Правовая информация

10 Рассказ о святочных гаданиях А.В. Быковой, А.Д. Ковалевой из д. Замошье Духовщинского р-на Смоленской обл. Правовая информация

11 Цикл святочных гаданий в исполнении А.В. Быковой, А.Д. Ковалевой из д. Замошье Духовщинского р-на Смоленской обл. Правовая информация

12 Цикл святочных гаданий в исполнении жительниц г. Духовщина Смоленской обл. Правовая информация

13 Цикл святочных гаданий в исполнении жительниц д. Зимец Духовщинского р-на Смоленской обл. Правовая информация

14 Цикл святочных гаданий в исполнении жительниц д. Смолиговка Руднянского р-на Смоленской обл. Правовая информация

Прямая трансляция 28 сентября в 19:00

Году российского кино и 80-летию киностудии «Союзмультфильм» посвящается «Шедевры анимации»

Посмотреть мультфильм можно на портале «Культура.РФ».

Подробнее

Освоить азы колокольного искусства, изучить традиционные осенние обряды и послушать песни народов мира.

Подробнее

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

В этом сезоне сочинения Дмитрия Шостаковича войдут в программу многих концертов Московской филармонии.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть