Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Рождественские обходы дворов пастухом в Рамонском районе Воронежской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
В селах Рамонского района Воронежской области, расположенных по реке Воронеж (левому притоку Дона), на Рождество, после ночной праздничной церковной службы, пастух совершал обходы дворов села. Зайдя в дом, пастух раскидывал кругом зерно, осыпал им хозяев, произнося словесные формулы заговорного характера, которые выполняли продуцирующую функцию.

Рождественский обход дворов пастухом не типичен для других местностей воронежской земли. В Рамонском районе, где он бытовал повсеместно, сведения о нем записаны только от старейших жителей (1907–1919 гг.р.).


В селах Рамонского района Воронежской области были широко распространены рождественские обходы дворов пастухом. Этот обряд существовал только в селах, расположенных по реке Воронеж: Сенное, Ситная, Нелжа, Карачун, Пятая сотня, Лопатки, Чертовицы. Для южнорусской территории в целом обходные обряды с участием пастуха не характерны, однако «пастушьи обходы домов» на Рождество существовали в Рязанской области [Тульцева Л.А.]. Из истории заселения Рамонского района известно, что эта территория еще в XII веке входила в состав Рязанского княжества и активно осваивалась рязанскими переселенцами.


Обряд обхода пастухом дворов на Рождество включает множество архаичных элементов, указывающих на особый сакральный статус пастуха в крестьянской общине. Содержание и последовательность действий во всех селах практически одинакова, различия касаются лишь деталей обряда и вербальных обрядовых формул.


Обычно пастух совершал обход всех домов в селе ранним утром, часа в 3–4, сразу после праздничной церковной службы: «Прям этим утром, на Раждяство, и всех абайдеть за ночь»[c. Нелжа].


В селе Ситная существовала специализация пастухов: одни пасли коров, другие – овец. Пастух, который пас овец, на Рождество обходил дворы только тех хозяев, которые держали овец, а другие пастухи не принимали участия в этом ритуале: «Хадил, у каво овцы были, а каровьи ни хадили» [с. Ситная].


Войдя в дом, пастух поздравлял с праздником и разбрасывал зерно, имитируя действия при посеве: «Пастух заходил в каждый дом. Говорил: «Ягнятки гладки, бегають па лавки», сыпал в избе» (с. Пятая Сотня); «Хóдить с зерном, захóдя в дом и читая: «Телятки гладки, хвасты па пятки, прыгають па лавки», читаить – чтоб в доме всё была харашо, ну и за эта ему дають» (с.  Ступино); «Хадил пастух. Падол держишь, а он: «Ягнятки гладки, сигають па лавки, хвасты па пятки»» (с.  Нелжа); «Ну, паздароваитца, и: «Пришел пастушок, прося пиражок. Ягнятки гладки, бегають па лавки» и апять: «Пришел пастушок, прося пиражок». Можа кто и давал хлеб…» (с.  Ситная); «Хадили пастухи, штоб весть была скатину. Ну вот: «На триста авец, на двести каров», –  всё гаварили» (с. Карачун).


Пастух рассыпал зерна по всему дому, либо по углам дома. Особый случай – насыпание зерна в фартук девушкам: «Мы, дявчоночки, держим падол, а он там – пашаничкя, ячмень, просо, вот и швыряя… Ну, и: «С праздничкам!»» [с. Нелжа].


Чаще всего для посыпания использовалось какое-либо определенное зерно – овес или пшеница, реже могли сыпать любое. Рассыпанное зерно хозяйки собирали и отдавали на корм курам, скотине, считалось, что это будет благоприятно на них воздействовать.


Обычно к приходу пастуха относились как к обязательной и необходимой части праздника, верили в то, что его приход послужит защитой для скота. Пастуха было принято одаривать выпечкой или деньгами. Однако некоторые жители сел воспринимали обход пастуха как сбор подаяния: «Хадил пастух, пабиралси» [с. Сенное].


Произносимые пастухами приговоры явно указывают на продуцирующую цель этого обряда, направленного, прежде всего, на плодовитость и здоровье домашнего скота. Использование зерна в обряде должно было повлиять и на будущий урожай.


В настоящее время только очень пожилые жители рамонских сел сохраняют воспоминания об этом обряде. Более того, во многих обследованных селах перестало существовать такое явление как профессиональное пастушество, не говоря уже о мифологических представлениях о сакральном статусе пастуха.

Фото

Аудио

01 Рассказ Е.И. Вощевой и М.И. Лихачевой из с. Ступино Рамонского р-на Воронежской обл. об обряде обхода пастухом дворов на Рождество Правовая информация

02 Рассказ М.А. Недорезовой из с. Лопатки Рамонского р-на Воронежской обл. об обряде обхода пастухом дворов на Рождество Правовая информация

03 Рассказ А.В. Ситниковой из с. Нелжа Рамонского р-на Воронежской обл. об обряде обхода пастухом дворов на Рождество Правовая информация

04 Рассказ М.И. Лямзиной из с. Карачун Рамонского р-на Воронежской обл. об обряде обхода пастухом дворов на Рождество Правовая информация

05. Рассказ В.С. Остаповой из с. Ситная Рамонского р-на Воронежской обл. об обряде обхода пастухом дворов на Рождество Правовая информация

06 Рассказ Е.И. Елютиной из с. Сенное Рамонского р-на Воронежской обл. об обряде обхода пастухом дворов на Рождество Правовая информация

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть