Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Рождественские обходы дворов пастухом в Рамонском районе Воронежской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
В селах Рамонского района Воронежской области, расположенных по реке Воронеж (левому притоку Дона), на Рождество, после ночной праздничной церковной службы, пастух совершал обходы дворов села. Зайдя в дом, пастух раскидывал кругом зерно, осыпал им хозяев, произнося словесные формулы заговорного характера, которые выполняли продуцирующую функцию.

Рождественский обход дворов пастухом не типичен для других местностей воронежской земли. В Рамонском районе, где он бытовал повсеместно, сведения о нем записаны только от старейших жителей (1907–1919 гг.р.).


В селах Рамонского района Воронежской области были широко распространены рождественские обходы дворов пастухом. Этот обряд существовал только в селах, расположенных по реке Воронеж: Сенное, Ситная, Нелжа, Карачун, Пятая сотня, Лопатки, Чертовицы. Для южнорусской территории в целом обходные обряды с участием пастуха не характерны, однако «пастушьи обходы домов» на Рождество существовали в Рязанской области [Тульцева Л.А.]. Из истории заселения Рамонского района известно, что эта территория еще в XII веке входила в состав Рязанского княжества и активно осваивалась рязанскими переселенцами.


Обряд обхода пастухом дворов на Рождество включает множество архаичных элементов, указывающих на особый сакральный статус пастуха в крестьянской общине. Содержание и последовательность действий во всех селах практически одинакова, различия касаются лишь деталей обряда и вербальных обрядовых формул.


Обычно пастух совершал обход всех домов в селе ранним утром, часа в 3–4, сразу после праздничной церковной службы: «Прям этим утром, на Раждяство, и всех абайдеть за ночь»[c. Нелжа].


В селе Ситная существовала специализация пастухов: одни пасли коров, другие – овец. Пастух, который пас овец, на Рождество обходил дворы только тех хозяев, которые держали овец, а другие пастухи не принимали участия в этом ритуале: «Хадил, у каво овцы были, а каровьи ни хадили» [с. Ситная].


Войдя в дом, пастух поздравлял с праздником и разбрасывал зерно, имитируя действия при посеве: «Пастух заходил в каждый дом. Говорил: «Ягнятки гладки, бегають па лавки», сыпал в избе» (с. Пятая Сотня); «Хóдить с зерном, захóдя в дом и читая: «Телятки гладки, хвасты па пятки, прыгають па лавки», читаить – чтоб в доме всё была харашо, ну и за эта ему дають» (с.  Ступино); «Хадил пастух. Падол держишь, а он: «Ягнятки гладки, сигають па лавки, хвасты па пятки»» (с.  Нелжа); «Ну, паздароваитца, и: «Пришел пастушок, прося пиражок. Ягнятки гладки, бегають па лавки» и апять: «Пришел пастушок, прося пиражок». Можа кто и давал хлеб…» (с.  Ситная); «Хадили пастухи, штоб весть была скатину. Ну вот: «На триста авец, на двести каров», –  всё гаварили» (с. Карачун).


Пастух рассыпал зерна по всему дому, либо по углам дома. Особый случай – насыпание зерна в фартук девушкам: «Мы, дявчоночки, держим падол, а он там – пашаничкя, ячмень, просо, вот и швыряя… Ну, и: «С праздничкам!»» [с. Нелжа].


Чаще всего для посыпания использовалось какое-либо определенное зерно – овес или пшеница, реже могли сыпать любое. Рассыпанное зерно хозяйки собирали и отдавали на корм курам, скотине, считалось, что это будет благоприятно на них воздействовать.


Обычно к приходу пастуха относились как к обязательной и необходимой части праздника, верили в то, что его приход послужит защитой для скота. Пастуха было принято одаривать выпечкой или деньгами. Однако некоторые жители сел воспринимали обход пастуха как сбор подаяния: «Хадил пастух, пабиралси» [с. Сенное].


Произносимые пастухами приговоры явно указывают на продуцирующую цель этого обряда, направленного, прежде всего, на плодовитость и здоровье домашнего скота. Использование зерна в обряде должно было повлиять и на будущий урожай.


В настоящее время только очень пожилые жители рамонских сел сохраняют воспоминания об этом обряде. Более того, во многих обследованных селах перестало существовать такое явление как профессиональное пастушество, не говоря уже о мифологических представлениях о сакральном статусе пастуха.

Фото

Аудио

01 Рассказ Е.И. Вощевой и М.И. Лихачевой из с. Ступино Рамонского р-на Воронежской обл. об обряде обхода пастухом дворов на Рождество Правовая информация

02 Рассказ М.А. Недорезовой из с. Лопатки Рамонского р-на Воронежской обл. об обряде обхода пастухом дворов на Рождество Правовая информация

03 Рассказ А.В. Ситниковой из с. Нелжа Рамонского р-на Воронежской обл. об обряде обхода пастухом дворов на Рождество Правовая информация

04 Рассказ М.И. Лямзиной из с. Карачун Рамонского р-на Воронежской обл. об обряде обхода пастухом дворов на Рождество Правовая информация

05. Рассказ В.С. Остаповой из с. Ситная Рамонского р-на Воронежской обл. об обряде обхода пастухом дворов на Рождество Правовая информация

06 Рассказ Е.И. Елютиной из с. Сенное Рамонского р-на Воронежской обл. об обряде обхода пастухом дворов на Рождество Правовая информация

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Революция 1917 года и древнее городище Мангазея, история крушения «Титаника» и легенды северного народа.

Подробнее

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть