Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Обряд «куль соломы» в селе Любовшо Красногорского района Брянской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
«Куль соломы» – обряд, совершаемый на Благовещение (7 апреля) и представляющий собой одну из форм закликания весны в сёлах русско-белорусского пограничья (Восточного Полесья). Включает ряд обрядовых действий (поджигание небольшого снопа соломы, пускание его по реке), сопровождающихся пением приуроченных лирических песен. Они исполняются в близкой календарно-обрядовым песням манере: громким, высоким, напряжённым голосом. Каждая строфа песни заканчивается возгласом-гуканьем. Обряд совершался до 2011 года, в нем участвовали все жители села.


Брянско-гомельское пограничье – территория, где вплоть до конца ХХ века сохранялись в живом бытовании многие обряды календарного и жизненного циклов, основанные на мифологических представлениях дохристианской эпохи. В результате глобальной экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС (1986 г.) фольклорным традициям региона был нанесен непоправимый урон. Резко сократилось население, ушли из живого бытования многие фрагменты традиционной народной культуры.


«Куль соломы» – обряд встречи весны, который ранее повсеместно совершался в Красногорском районе Брянской области на Благовещение (7 апреля). В настоящее время ритуал перешел в пассивное, латентное состояние, сохраняясь в памяти местных жителей. И только в селе Любовшо он продолжал существовать вплоть до 2011 года. В следующем году вновь назначенный священник запретил совершать этот обряд, поскольку, по его мнению, он является пережитком языческой эпохи и участие в нем недопустимо для православного христианина, тем более в период Великого Поста.


Однако пока живы местные жители, годами исполнявшие все необходимые обрядовые действия, пока из их памяти не стерлись подробности и детали проведения обряда, а также приуроченные к нему песни, остается надежда на его возрождение.


Местное название ритуала – куль соломы – связано с его главным атрибутом. На Благовещение по окончании праздничной литургии и после посещения ярмарки (базара) взрослое население села Любовшо направлялось к мосту через речку, протекающую по селу (безымянный приток реки Беседи). Все мосты в округе строились очень широкими, так как именно на мостах проходили весенне-летние хороводные молодежные гулянья. Заранее сколачивали из досок маленький плотик и приносили небольшой снопок соломы, заготовленный с прошлого урожая. Солому перевязывали красной лентой и клали на плотик. Специально выбранный добрый мужчина (не вдовец, не пьяница, уважаемый всеми односельчанами) поджигал солому и пускал плотик по реке.


В это время женщины, собравшиеся на мосту, начинали петь песни, приуроченные к этому обряду. Все они имеют общий напев, исполняются громким, звонким голосом. Каждая строфа завершается возгласом-гýканьем. Поэтические тексты песен – лирического, глубоко личного содержания, повествующие, в основном, о вдовстве, сиротстве, разлуке, несчастной любви. Общим в них является мотив воды, проходящий через все сюжеты.

 

Запалю я куль-салому, пущу за вадо…[ю], у!

Плыви, плыви, куль-салома, плыви, не кружи…[ся], у!

Живи, живи, девчоначка, живи, не журы…[ся], у!

Плыла, плыла саломачка, начала кружи…[ться], у!

Жила, жила девчоначка, начала журы…[ться], у!

Накажу я свайму роду, што я удаво…[ю], у!

Щто сама я удавою, дети сирато…[.], у!

 

Плыла щука в Кременчуга услед за вадо…[ю], у!

Атбивала щука-рыба ат берега ря…[ску], у!

Патеряла девчоначка ат милава ла…[ску], у!

А я тую щуку-рыбу невадом пайма… [ю], у!

А я тую девчоначку снва приласка…[ю], у!

 

Не стой, верба, над вадою, вада корень мы…[я], у!

Не стой, девка, з маим хлопцем, маё серца ны…[я], у!

А сама я пастаяла да й пагавари…[ла], у!

Взяла перстень из ручаньки да й перемяни…[ла], у!

А как маи перстянёчки да с рук пакати…[лись], у!

Были у мене да жанихи, да усе пажани…[лись], у!

 

Вода в весенних ритуалах выступает как символ обновления, очищения, новой жизни, плодородия земли. Вместе с тем, существует и другой символический ряд: вода – слёзы, вода (река) как путь на тот свет. Поэтому в текстах песен нередки мотивы сиротства, глубокой печали и др.


Семантика самого ритуала раскрывается в высказываниях местных жителей, в их ответах на вопрос: зачем вы это делали? Они свидетельствуют о том, что все действия были направлены на скорейшее наступление весны: «Зазывали вясну», «грели воздух, шоб лето скорей начиналося», «спрягали зиму с вясною». Одной из важных составляющих обряда являлось громкое пение, способное, по народным представлениям, воздействовать на природу, пробуждать её, готовить к будущему урожаю.


Обряд «куль соломы» – центральный, но не единственный в кругу ранневесенних практик, совершавшихся в селе Любовшо и других населенных пунктах брянско-гомельского пограничья. На Сороки (22 марта) здесь выпекают птушек или галочек, которые дети подкидывают в воздух, чтобы быстрее прилетели птицы – вестники весны. Определенные ритуальные действия характерны и для Пасхальной недели. В этот ряд встраиваются общинные помины на Радуницу, начало вождения хороводов.


Вместе с тем, обряд «куль соломы» вписывается в круг хорошо известных в восточнославянском земледельческом календаре ритуальных действий, связанных с возжиганием огней. Так, в белорусских деревнях Добрушского района соседней Гомельской области зафиксирован обычай раскладывания огня на льдине в субботу накануне Пасхи. Учитывая разницу между календарно закрепленными (Благовещение) и передвижными (Пасха) праздниками, их даты могут сближаться и даже совпадать. Исследователи связывают возжигание костров с описанным еще в этнографической литературе XIX века обычаем «греть покойников», с похоронно-поминальной обрядностью.


Известно, что в состав многих инициальных практик, связанных с началом календарного года (а в древности новый год начинался весной), входило гадание на тех или иных предметах, с помощью которых можно было определить судьбу человека и всего сельского социума на предстоящий год. Вопрос о том, входило ли в описанный ритуал гадание на плывущей соломе: поплывет по течению или будет кружиться – остается открытым. Указание на то, что оно могло существовать, содержится в тексте одной из песен («плыла, плыла саломачка, начала кружиться»). Однако местные жители не помнят о гаданиях на Благовещение.


В настоящее время информацию об обряде можно получить от любого жителя села Любовшо, но наиболее подробно о нем могут рассказать люди старшего поколения.

ВИДЕО

Фото

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть