Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Колыбельные томских чатов

Этнос: Сибирские татары
Конфессия: Мусульманcтво
Язык: сибирскотатарский, диалект томский
Паспорт объекта
Колыбельная традиция в культуре томских чатов в настоящее время занимает одно из центральных мест, хотя является достаточно закрытой областью культуры. Колыбельные, оказывающие позитивное воздействие на регуляцию и нормализацию психофизиологических процессов ребенка, обычно исполняются только женщинами. Они поются для успокоения ребенка и его скорейшего засыпания.

Исполнители определяют колыбельные несколькими этническими терминами: бишек ер «колыбельная песня», баланы йоклату «ребенка укладывать», балам йокла «ребенок спи», балам «ребенок». Традиция колыбельных знакомит ребенка с интонационным миром своего этноса и непосредственно влияет на его подсознание, напрямую участвуя в формировании личности.


Колыбельная традиция в культуре томских чатов является активно функционирующей, хотя и достаточно закрытой областью культуры. Колыбельные обычно исполняются только женщинами для успокоения и скорейшего засыпания ребенка. Передача этой традиции происходит только внутри семьи.


Колыбельные определяются несколькими этническими названиями: бишек ер «колыбельная песня», баланы йоклату «ребенка укладывать», балам йокла «ребенок спи», балам «ребенок». Подобная пестрота наблюдается не только в терминологии, но и в устройстве поэтических текстов и напевов колыбельных.


В колыбельной традиции противопоставляются два типа укачиваний. Один из них определяется термином бишек ер (аудио 02, 03, 05). Его мелодическое и поэтическое устройство обнаруживает сходство с песенной традицией. Бишек ер исполняются на песенные типовые напевы строфической формы, используемые в уличных (урам ер), деревенских (аул ер) и коротких (кыска ер) песнях. Один из напевов колыбельных (аудио 05), относящихся к этому типу, характеризуется особой кантиленностью, протяжностью, широким звуковым диапазоном в сочетании с развитой орнаментикой. Другим колыбельным напевам (аудио 02, 03) присуща мелодическая простота, игривая манера исполнения.


Однако колыбельные могут исполняться не только на песенные напевы, но и на свои собственные. Кроме того, в их поэтических текстах обязательно должны присутствовать особые слова («ребенок», «колыбель», «усни», «укладываю»), связанные с их функцией, или звукоподражания птицам (например, журавлю).


В поэтических текстах чатских колыбельных никогда не называют детей по имени, оно заменяется различными ласковыми словами – былбылым (соловушка),йолдызым (звезда моя), карлығацым (моя ласточка) и др. А в качестве начальных в колыбельных часто используются поэтические строки, создающие общий эмоционально-психический настрой для лучшего восприятия ребенком информации об окружающем мире:

 

Йокла балам, йом күзең,

Йом, йом күзең йолдызым,

Кичтән йокыларың кала –

Елап үтәр көн озын.

 

Спи ребенок, закрой глазки,

Закрой, закрой глазки, звезда моя.

С вечера если не спать –

Плача пройдет весь день.

 

Әләләлү-бәләлү,

Йоклар идең кызым шул.

Бәләләлү-бәләлү,

Сандугачым, былбылым шул.

Кичә кайларда булдың –

Бөтен дөнья малын биреп,

Алырдый булдым.

 

Элелю-бэлелю,

Спала бы, доченька.

Бэлелю-бэлелю,

Соловушка, моя.

Вчера где была –

Все богатства мира отдав,

Взяла бы.

 

Со вторым типом колыбельных укачиваний связаны термины баланы йоклату «ребенка укладывать», балам йокла «ребенок спи» и балам «ребенок» (Аудио 06). Ими обозначаются колыбельные, состоящие только из звукосимволических «укачивающих» слов («бай, бай», «бәй, бәй», «әллү-бәллү») и поющиеся на импровизационные индивидуальные мелодии однострочной структуры (Аудио 01, 04, 06, 07).


Вместе с тем колыбельные баланы йоклату, как и бишек ер, могут исполняться на песенные типовые напевы, при этом их поэтический текст отличается особой организацией. Так, выделяется группа укачиваний с закрепленными названиями «Әллү-бәллү, бишеге» («Эллю-бэллю, колыбель»). Первая строка этих колыбельных обязательно начинается словами «Әллү-бәллү, бишеге», а ее последующие строки могут варьироваться. В таких колыбельных поется о радости матери по поводу появления на свет ребенка, а также о физиологических процессах, связанных со сном: 


Әллү-бәллү, бишеге,

Баламныкы бишеге.

Булмас иде бишеге,

Балам килмәсә дөньяга.

 

Эллю-бэллю, колыбель,

Ребенка моего колыбель.

Не было бы колыбели,

Ребенок мой, если б не появился на свет.

 

Әллү-бәллү, бишеге,

Бишегендә баласы.

Йоклап китсен бу балам,

Таң атканчы юк булсын.

Йоклап китсен бу балам,

Таң атканда утырыр.

 

Эллю-бэллю, колыбель,

В колыбели ребенок.

Пусть заснет этот ребенок,

До рассвета, чтоб пропал.

Пусть заснет этот ребенок,

На рассвете сядет.


Некоторые образцы укачиваний «Әллү-бәллү, бишеге» содержат нецензурную лексику. Причем старшее поколение исполняет такие тексты в спокойной сдержанной манере, характерной для всех укачиваний, а люди среднего возраста при этом посмеиваются.

В других укачиваниях баланы йоклату, поющихся на типовые напевы, первая строка обязательно должна содержать звукосимволические слова:

 

Әллү-бәллү, итәр бу ла,

Үсеп буйга җитәр бу.

Үсеп буйларга җиткәчтен –

Гыйлем булып китәр бу.

 

Эллю-бэллю, будет он,

Вырастет он.

Когда вырастет –

Ученым станет он. 

 

Предположительно в структуре колыбельных второго типа сохранились следы исчезнувшей сегодня домусульманской обрядовой скотоводческой традиции, косвенным подтверждением чему служат воспоминания исполнителей о том, что раньше старики пели специальные заговоры для успокоения самок домашних животных, вместо которых сегодня читаются мусульманские молитвы.


В настоящее время колыбельная традиция в культуре томских чатов занимает одно из центральных мест. Она знакомит ребенка с интонационным миром своего этноса и непосредственно воздействует на его подсознание, напрямую участвуя в формировании личности.  

Фото

Аудио

01 «Баланы йоклату» («ребенка укладывать») в исполнении С.Д. Абзалимовой из с. Тахтамышево Томского р-на Томской обл. Правовая информация

02 «Бишек ер» («колыбельная песня») в исполнении П.Г. Шамсутдиновой из с. Черная речка Томского р-на Томской обл. Правовая информация

03 «Бишек ер» («колыбельная песня») в исполнении Г.Г. Амерхановой из с. Тахтамышево Томского р-на Томской обл. Правовая информация

04 «Баланы йоклату» («ребенка укладывать») в исполнении Х.Р. Абсалямовой из с. Тахтамышево Томского р-на Томской обл. Правовая информация

05 «Бишек ер» («колыбельная песня») в исполнении Б.С. Сулеймановой из с. Черная речка Томского р-на Томской обл. Правовая информация

06 «Балам» («ребенок») в исполнении М.С. Кучкульдиновой из с. Черная речка Томского р-на Томской обл. Правовая информация

07 «Баланы йоклату» («ребенка укладывать») в исполнении Р.Н. Зульбохаровой из с. Черная речка Томского р-на Томской обл. Правовая информация

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть